
RT выяснил, что происходит за закрытыми дверями элитных бизнес-клубов

Бизнес-клубы - популярный формат объединений среди предпринимателей в России. Это закрытые сообщества, у которых есть свои собственные традиции и строгие правилае. Телеканал RT выяснил, что происходит за закрытыми дверями элитных бизнес-клубов, кто туда может попасть и сколько стоит членство.
Первые собрания предпринимателей, похожие на современные бизнес-клубы, появились в Англии еще в конце XVII - начале XVIII века. Позже мода на такие сообщества стала распространяться за пределы Великобритании и уже в конце XVIII века пришла в Россию. Первый российский клуб открылся в 1770 году в Санкт-Петербурге.
Сегодня в России функционируют сотни бизнес-клубов. У классических есть концепция и устав - свод жестких правил, которые обязаны соблюдать все его члены. В сообществе у участников меньше обязательств.
Бизнес-клубы различаются по тематике и принципу объединения. Например, существуют женские клубы, сообщества внутри отдельных отраслей бизнеса, площадки для ресейлеров и даже собрания для представителей малого бизнеса.
Одно из отличий таких сообществ - это приватность: чтобы попасть туда, недостаточно быть просто предпринимателем. Организаторы закрытых встреч объясняют это необходимостью обеспечивать безопасность участников.
«Практически все современные бизнес-клубы - закрытого типа. Это сделано для безопасности самих участников. У нас проверка безопасности строгая», - рассказала в беседе с RT директор по маркетингу одного из таких клубов Дарья Титкова.
Чтобы стать частью элитного бизнес-сообщества, претенденту предстоит пройти внутреннюю проверку. Ключевым критерием обычно выступает финансовый статус кандидата, чаще всего оцениваемый по годовому обороту его компании.
Так, например, в некоторых бизнес-клубах минимальный порог составляет 100 млн рублей в год. При этом годовой членский взнос начинается от 1 млн рублей. Однако даже столь солидная сумма не гарантирует стабильного членства: участник может быть исключен, если им окажется недовольно сообщество.
Политика относительно количества участников варьируется. Есть камерные клубы, в которых менее 50 человек, есть также и масштабные объединения с тысячами участников.
В крупных и ведущих бизнес-клубах членство дает право посещать различные закрытые мероприятия, в том числе досуговые. Но даже на отдыхе обсуждаются проблемы бизнеса, заключаются сделки и появляются на свет новые бизнес-проекты.
Одним из востребованных форматов взаимодействия внутри клубов являются «форум-группы» и «мастермайнды». Во время таких встреч один из участников называет конкретную проблему своего бизнеса, а другие - представители разных отраслей - совместно ищут оптимальные решения.
«Бизнесмену комфортно быть в окружении себе подобных. Так формируется социальный капитал. В условиях санкционного давления нужно объединяться, чтобы бизнес продолжал расти», - отметила основатель сообщества бизнеса и власти Анастасия Угарова.
По словам Анастасии Угаровой, это «деловая и интеллектуальная элита» страны. Здесь в тесном контакте бизнес и власть обсуждают актуальные вызовы, что нередко становится основой для новых инициатив и законопроектов, направленных на поддержку предпринимательства.
На фоне санкционного давления российский бизнес ищет пути диверсификации, новые рынки и партнеров. По словам генерального директора коммуникационного агентства Юлии Королевой, сегодня многие бизнесмены активно изучают деловую культуру и особенности стран Азии. Старая модель «купил в Европе - продал в России», по ее мнению, себя изжила. Чтобы развиваться, необходимо принимать новые правила игры.
«Сейчас российские производители стремятся реализовывать свои товары и на зарубежных рынках. Например, в Индии или Китае. Появляется много международных клубов, женских клубов, общественных объединений, направленных на страны БРИКС», - - рассказала Королева.
По ее словам, международное сотрудничество российских предпринимателей с коллегами из стран БРИКС пока находится на стадии становления и дать какие-либо прогнозы по их развитию невозможно.
В последние годы в России наблюдается рост патриотически ориентированных бизнес-объединений. Эти сообщества не только способствуют развитию предпринимательства и привлечению инвестиций, но и могут представлять интерес для иностранных разведок.
Судебный эксперт и преподаватель РГУП Игорь Иванишко считает, что бизнес-клубы - едва ли не идеальное пространство для сбора конфиденциальной информации. Закрытый формат встреч, высокая концентрация влиятельных людей и откровенность в деловых обсуждениях делают их удобной средой для разведывательной работы.
«В подобных клубах можно найти людей, обладающих не только экономическими знаниями. У людей из мира большого бизнеса также есть связи с представителями военных и политических элит. Все это представляет особый интерес для иностранных спецслужб. При этом иногда член бизнес-клуба даже не подозревает, что используется в качестве источника важной информации. В других случаях его вербуют напрямую», - рассказал Иванишко.
Особый интерес иностранных спецслужб, по его словам, представляют клубы среднего уровня, где сосредоточены специалисты по IT, техническим разработкам и искусственному интеллекту.
По этой же схеме действуют и транснациональные корпорации - они стараются внедряться в деловые сообщества, чтобы собирать экономическую и техническую информацию через своих доверенных лиц.