Решить «нерешаемое»: к чему приведет открытие Ремизова в математике
Математик из Нижнего Новгорода Иван Ремизов решил задачу, над которой лучшие умы человечества бились 200-ти лет. Речь про дифференциальные уравнения второго порядка. Без знаний высшей математики объяснить, что это такое - невозможно. Поэтому просто скажем, что с XIX века про решение этой задачи говорили так: «Забудьте, это невозможно».
Черновские аппроксимации - звучит сложно, как заклинание из высшей математики. Но именно этот метод стал ключом к задаче. Все началось в 1834 году. Французский математик Жозеф Лиувилль доказал: вот это дифференциальное уравнение решить аналитически - невозможно. Так и было ровно 191 год - задача была неприступной крепостью. Пока за нее не взялся Иван Ремизов. Часы за компьютером, исписанные блокноты, литры зеленого чая и годы размышлений.
«Я не совершал ошибок, но я нашел 10 тысяч способов, которые не работают, вот примерно как-то так, находим способы, которые не работают, а какой-то в итоге окажется, что работает», - сказал старший научный сотрудник ИППИ РАН Иван Ремизов.
Весь наш мир - это математика. Что же дает планете решение этого уравнения? Это инструмент, который может стать помощником во многих сферах. Так инженеры смогут рассчитывать орбиты спутников в сто раз быстрее, экономисты - точнее предсказывать финансовые кризисы, физики - моделировать процессы в Большом адронном коллайдере - уже без многочасовых вычислений. А еще вполне возможно, что мы стали на шаг ближе к созданию квантового компьютера.
«Вся современная цивилизация, она в конечном счете создана именно языком математики. Не было бы этого языка, не было бы вот этих всех достижений. Не было бы синтетических материалов, не было бы космоса, не было бы телефона», - объяснил старший научный сотрудник ИППИ РАН Иван Ремизов.
Ивану Ремизову 41 год. Родился и вырос в Нижнем Новгороде. Окончил мехмат МГУ, кандидат математических наук. Любовь к сложным головоломкам появилась с детства.
«Мой отец Дмитрий Тураев, известный ученый, он в другой области работает в теории динамических систем. Поэтому я, в принципе, с детства понимал, что математика - это не какая-то огромная сложная вещь. Это такая же профессия быть математиком, как быть поваром, быть таксистом», - сказал он.
Это простое отношение к науке и научило не бояться сложностей. Последние годы он работает старшим научным сотрудником в университете в своем родном городе. В 2021 стал лучшим преподавателем года. Его студентка, Ксения Каталова сейчас сотрудник международной лаборатории динамических систем. Иван Ремизов был научным руководителем Ксении и она до сих пор помнит все лекции.
«Как и все неординарные люди, преподавателем он тоже был незаурядным, и при этом всем он умел сложные вещи, достаточно специфичные, рассказать простым языком, вовлекая те знания из бакалавриата, из магистратуры, все, что касается мат. анализа, линейной алгебры. И когда все вот так вот в голове перемешалось, он помогал все четко структурировать, чтобы одно понятие выходило из другого», - поделилась выпускница ВШЭ Ксения Каталова.
Россия обладает одной из самых мощных научных школ в мире. Наша страна дала миру множество гениев - от Ломоносова и Менделеева до Сахарова и Перельмана. А фундаментальные открытия, к которым относится формула Ивана Ремизова, становятся основой для будущих технологических революций.
Российская наука сейчас переживает подъем. В авангарде этого движения - Сколково - эдакая российская Кремниевая долина. Огромный центр, где рождаются передовые технологии наших ученых. Например, умные дроны-трансформаторы, которые перевозят любые грузы - они же прототипы будущих аэротакси, бионические протезы - они заменяют людям потерянные руки или ноги, а управлять ими можно силой мысли. Здесь же можно увидеть роботов, с которыми можно поговорить о чем угодно.
В гостях у заслуженного профессора Сколтеха, химика номер один в России - Артема Оганова. Он показывал на мониторе компьютера очередное открытие - как предсказывать поведение кристаллов - то, без чего не могут обойтись фундаментальные задачи. Но путь к новым достижениям был непростым. Начало 90-х, развал Советского Союза. Страна погрузилась в хаос. Лаборатории закрывались, финансирования не было, время неопределённости. И Артем был вынужден уехать работать в Англию.
«Ученые, конечно, чувствовали себя ненужными в 90-е годы, когда нет ни оборудования, ни зарплат, ни возможности привлекать сотрудников, ничего, ни научных журналов в библиотеках», - рассказал профессор РАН и Сколтеха Артем Оганов.
После Англии он шесть лет проработал в Швейцарии, потом его пригласили в Америку. В 34 года он стал самым молодым профессором в университете Нью-Йорка и получил высшую привилегию - пожизненную зарплату - эквивалент бессрочного контракта. А в 2014 году все бросил и вернулся обратно - домой.
«Я для себя решил, что если будет возможность заниматься передовой наукой и иметь нормальные условия жизни в России, то я этой возможностью непременно воспользуюсь. Там ты работаешь на другую страну, которая в любой момент может стать врагом твоей страны. Что в результате произошло? И, кстати, это чувствовалось всегда. И я знал, что так оно и будет. И счастлив. Просто невероятно счастлив, что уехал оттуда», - поделился Оганов.
Тысячи ученых, инженеров и студентов каждый день доказывают теоремы и совершают открытия. И для этого есть все возможности. В России с 22 по 31 год реализуется программа «Десятилетие науки и технологий» - это значит, что создается необходимая инфраструктура, растет финансирование.
За последние десятилетия ученым из Подмосковья удалось продолжить таблицу Менделеева - открыть шесть новых сверхтяжелых элементов, сотрудники РАН создали самые мощные лазеры на земле, а выпускники МФТИ получили Нобелевскую премию по физике за то, что первыми в истории смогли получить графен.
Подробнее о золотом фонде российской фундаментальной науки и к каким практическим последствиям приведет новое открытие смотрите материале Дианы Сирази для программы «Главное с Ольгой Беловой».