ФСБ рассказала о моральном состоянии гитлеровцев под Сталинградом
Итальянские и румынские войска, сражавшиеся на стороне гитлеровской Германии в Сталинградской битве, массово отказывались воевать против советских солдат и дезертировали. Немцам приходилось удерживать их на позициях под угрозой расстрелов. Это подтверждается рассекреченным ФСБ России архивным документом.
В понедельник исполняется 83 года со дня окончания Сталинградской битвы. Красная армия разгромила немецкие войска. Это стало началом коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне в пользу СССР. Второе февраля - День воинской славы России, посвященный разгрому немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
Советские органы государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны всегда уделяли большое внимание получению информации о морально-политическом состоянии армии противника. Это было важно для планирования оборонительных и наступательных операций.
Восемнадцатого ноября 1942 года, перед контрнаступлением Красной армии под Сталинградом (операция «Уран»), начальник 4-го Управления НКВД СССР Павел Судоплатов представил заместителю наркома внутренних дел Всеволоду Меркулову разведывательную сводку «О положении в оккупированных районах Сталинградской и Ростовской областей, Северного Кавказа и Калмыцкой АССР».
В сообщении ФСБ отмечается, что особый интерес в этой сводке представляет заключительный раздел «Настроение солдат противника на Юге». Там дана характеристика морально-психологического состояния германской армии и их союзников на Сталинградском направлении.
Судоплатов отмечал, что среди немецких и итальянских солдат на Сталинградском фронте наблюдались антивоенные настроения и случаи дезертирства. Немец-дезертир в разговоре с источником сказал, что дважды пытался бежать к русским, но возвращался, боясь, что его могут убить свои. Он добавил: если русские пойдут вперед, то немецкие солдаты поднимут руки.
Наиболее острые антивоенные настроения были среди итальянских солдат. Они жаловались местным жителям на то, что они уже шесть-семь лет не были дома.
Один итальянский ефрейтор разрешил хозяевам квартиры, где он остановился, пользоваться сохранившимся приемником и слушать Москву. Он говорил, что Гитлер очень много врет, а Советы говорят правду. Итальянец уверял, то они воевать не хотели, а теперь убедились, что «русский народ хороший».
Особо выделялось поведение итальянских и румынских союзников гитлеровцев. В тылу противника источник видел, как немцы гнали в свой тыл группу закованных в кандалы и связанных веревками итальянцев. Как выяснилось, это были солдаты, отказавшиеся идти на фронт. Такие же настроения были и в румынской армии. Из разговоров с солдатами румынской, итальянской и австрийской национальностей стало ясно, что немцы не доверяли им и строили боевые порядки на фронте таким образом, чтобы наблюдать за своими «союзниками». Немецкие автоматчики всегда стояли за спиной румын и итальянцев, чтобы предупредить их о невозможности отступления.
Ранее Минобороны запустило спецпроект к Международному дню памяти жертв Холокоста. Он основан на уникальных документах из фондов Центрального архива ведомства.