Лента новостей
Лента новостей
14:39
В Дагестане 10 человек пострадали в ДТП с микроавтобусом
14:03
Видео
МО РФ показало уничтожение МиГ-29 ракетой «Искандера»
13:48
Видео
Сапер ВС РФ спас штурмовика из заминированного леса ценой собственной ноги
13:33
МО РФ: потери ВСУ в курском приграничье превысили 35 тысяч человек
13:27
Меркель: Киев не может в одиночку принимать решение о переговорах
12:36
Минтруд предложил выдать пенсионерам удостоверения с QR-кодом
12:07
ВС РФ уничтожили украинский МиГ-29 на земле
11:45
Видео
Минобороны показало кадры освобождения Новодмитровки
11:34
Песков: сотни россиян каждый день подписывают контракты с МО РФ
11:04
Назван налог, который россиянам нужно заплатить впервые в этом году
10:38
Байден с гордостью назвал себя своим мужем
10:18
Видео
На камеру попал удар из танка Leopard по дому с мирными жителями
10:01
Bild: в Гамбурге у британского авианосца засекли разведывательный дрон
09:42
Al Hadath: при израильском ударе по Бейруту погибли 11 человек
09:33
Видео
Цивилева обсудила с военнослужащими ускорение исполнения соцгарантий
09:03
Байден позвонил Макрону, чтобы обсудить события на Украине
08:20
Над Крымом ночью сбили украинский беспилотник
08:07
Видео
Легенды Армии. Алексей Мизюра

Если Турция перекроет проливы: план «Б» армии России

Как будет снабжаться российская группировка на Ближнем Востоке, если Анкара перекроет горлышко между Черным и Средиземным морями.
11 декабря 2015, 08:11
Реклама
Если Турция перекроет проливы: план «Б» армии России

Как будет снабжаться российская группировка на Ближнем Востоке, если Анкара перекроет горлышко между Черным и Средиземным морями.

Законных оснований пока нет – Судоходство в проливах отрегулировали еще в прошлом веке Конвенцией Монтрё (Convention de Montreux), подписанной в 1936 году. Согласно документу, за торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. В случае участия Турции в войне, а также если Анкара посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Картинка

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Именно это положение, как опасаются некоторые российские эксперты, позволяет Анкаре в любой момент закрыть проход российским кораблям из Черного в Средиземное море. По этому поводу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже заявил, что «правила морского судоходства через черноморские проливы регулируются международным правом - Конвенцией Монтрё, - и здесь мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через черноморские проливы».

В то же время отметив, что «степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом». В общем, как говорится, все может быть. Как же в таком случае действовать Москве? Очевидно пока одно - войны с Анкарой в любом случае не будет. Кремль заверил в этом с самого начала развития конфликта. Но вот как снабжать нашу группировку в Сирии, закрой Турция проливы?

 

Старый маршрут

Картинка

Фото: t24.com.tr

- Турки никогда не перекроют Босфор и Дарданеллы, - отметил бывший командующий Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов. - Что же касается гипотетических сценариев, то они нам всегда вредили, и мы всегда были готовы к неприятностям. При худшей ситуации нашу группировку в Сирии можно снабжать, например, через Иран. По этому маршруту еще в годы войны шла военно-техническая помощь США СССР в рамках программы ленд-лиза. Так что в этом вопросе вся логистика у нас давным-давно отработана, что называется, на все случаи жизни. По словам адмирала, маршрут снабжения группировки ВКС в Сирии через Каспийское море, территорию Ирана, Персидский залив в обход Аравийского полуострова, Красное море - значительно длиннее черноморского транзита.

Но в случае необходимости будет задействован в полном объеме. Понятно, что из-за транспортных издержек возрастет и стоимость доставки военных грузов. Известно, что на «сирийском транзите» постоянно работают как минимум три десантных корабля Черноморского флота: проекта 1171 «Николай Фильченков», проекта 775 «Цезарь Куников» и «Азов». Первый может взять на борт до 1500 тонн техники и грузов и 300-400 человек десанта, или в пересчете на габаритовместимость 45 бэтээров либо 50 грузовых автомобилей. Корабли проекта 775 в свою очередь могут вместить в трюм и разместить на верхней палубе 13 БТР или 20 грузовиков общим весом до 500 тонн.

Кроме того, задействован большой морской сухогрузный транспорт (БМСТ) проекта 550М «Яуза». Сухогруз переделали из нереализованной в свое время модификации корабля - замаскированного носителя баллистических ракет проекта 909 «Скорпион». В соответствии с техзаданием на нем должны были быть установлены пусковые установки баллистических ракет Р-29 - таких же, как на наших стратегических атомных подводных лодках. Всего их предполагалось разместить 8 штук. Каждая из них весила 40 тонн. Исходя из этого, можно высчитать общую грузоподъемность «Яузы». Также к перевозкам привлечены несколько выкупленных у Турции сухогрузов. Понятно, что в случае дальнейшей эскалации конфликта эта группировка получит новый порт приписки, где-нибудь в районе иранского побережья Персидского залива.

Воздушный мост

Картинка

Нельзя исключить, что в случае необходимости к операции снабжения ВКС в Сирии привлекут сверхтяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 «Руслан». Всего в составе ВКС их - 26 штук. Тяжеловоз поднимает до 120 тонн груза. Возить авиацией грузы дорого. Но зато оперативно. Именно «Русланы» по приказу министра обороны Сергея Шойгу всего за двое суток обеспечили оперативное развертывание новейших зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» в Латакии.

Картинка

Впрочем, пока поводов для беспокойства у наших военных нет. По данным Минобороны России, корабли и суда ВМФ «не испытывают никаких проблем с прохождением проливов», а встреча турецкой подлодки с большим морским сухогрузным транспортом «Яуза» считается «обычным явлением в условиях интенсивного судоходства в проливной зоне». Ну и, в конце концов, остается еще один вход в Средиземное море - Гибралтар. Путь неблизкий, но он есть. Про запас.

Автор: Дмитрий Литовкин

Фото: Минобороны России

Другие материалы 65-го номера еженедельника «Звезда» Вы можете прочитать, скачав PDF-версию

Реклама
Реклама