«Плутониевый» обман: как США прошли точку невозврата в отношениях с РФ
Российская Федерация приостанавливает действие межправительственного соглашения с США об утилизации оружейного плутония. Соответствующий указ подписал накануне президент России Владимир Путин. Согласно документу, принятие данного решения вызвано «коренным изменением обстоятельств, возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США».
Кроме того, поводом для подобных действий названа «неспособность США обеспечить выполнение принятых на себя обязательств по плутонию, а также необходимость принятия безотлагательных мер по защите безопасности РФ».
Глава государства также направил в Госдуму проект соответствующего федерального закона. При этом наравне с приостановкой «плутониевых» договоренностей в законопроекте содержится определение о возможности возобновления данного сотрудничества.
Но – только после устранения США причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, существовавших на день вступления в силу упомянутого соглашения и протоколов к нему.
В числе действий, которых ожидают от Вашингтона, названы сокращение военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территории стран НАТО, отмена санкций и так называемого закона Магнитского.
Вопреки здравому смыслу
Российско-американское соглашение по утилизации плутония было подписано в конце августа – начале сентября 2000 года. Согласно данному договору, 68 тонн оружейного плутония (по 34 тонны с каждой стороны) должно быть переведено в формы, непригодные для использования при производстве ядерного оружия.
Это должно быть сделано путем облучения в качестве топлива в реакторах либо путем иммобилизации в специальные формы, то есть захоронения. Тогда же США пообещали, что используют основную часть плутония в качестве реакторного топлива и лишь небольшую иммобилизуют. Россия, напротив, заявила, что весь свой оружейный плутоний она использует исключительно в мирных целях – для производства топлива для реакторов атомных электростанций.
Однако США едва ли не сразу же предприняли попытки пересмотра стратегии утилизации, изменения ее способа. В частности, были озвучены новые планы, согласно которым плутоний будет утилизирован методом захоронения, а не облучения. К слову, российские специалисты еще при подготовке договора возражали против такого подхода, поскольку в этом случае не обеспечивалась необратимость утилизации, то есть плутоний мог быть вновь использован в качестве оружейного. А при заключении протокола от апреля 2010 года от захоронения отказались полностью: это было частью компромисса, достигнутого в ходе подготовки совместного документа.
При этом, что особенно важно, американская сторона даже не запрашивала согласия России на изменение способа утилизации. В апреле 2016 года Владимир Путин был вынужден заявить, что США не выполняют условия соглашения. В частности, по словам российского президента, американцы не выполнили договоренности о строительстве специальных предприятий, где данный материал уничтожался бы промышленным способом.
«Россия свои обязательства выполнила, а американские партнеры – нет, – подчеркнул тогда президент РФ. – Это означает, что они сохраняют за собой так называемый "возвратный потенциал", который можно извлечь, переработать и опять превратить в оружейный плутоний».
Под бряцание оружием
Однако не только ситуация с «плутониевым обманом» стала поводом для вынесения Россией нынешнего решения по договору 2000 года. Дело в том, что США в последнее время в целом предпринимают шаги, ведущие к изменению ситуации в области стратегической стабильности. В частности, речь идет о наращивании военного присутствия в Восточной Европе, в том числе в государствах, принятых в НАТО после 2000 года.
Передовые пункты управления войсками уже размещены в целом ряде стран – от Болгарии до Эстонии, подразделения американской армии введены на территорию Прибалтики, увеличено и число базирующихся здесь самолетов НАТО. На Украине штатовские инструкторы чуть ли не демонстративно проводят обучение боевиков «Правого сектора» (запрещенной в России организации). Что это, как не вызов?
Одновременно США предпринимают явно недружественные меры, направленные на расшатывание экономики России, нарушают права граждан нашей страны. Речь идет и о так называемом законе Магнитского, в соответствии с которым Вашингтон открыто встал на защиту экономической преступности. А в 2014 году был принят так называемый «закон о поддержке свободы Украины», который допускал вмешательство во внутренние дела нашей страны. В том же году США ввели санкции в отношении России, отдельных ее территорий, юридических и физических лиц.
В пояснении к проекту федерального закона, внесенного в Госдуму РФ президентом РФ, отмечается, что «приостановление действия соглашения является ответной мерой России и не противоречит Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года». При этом, как также отмечается в документе, подпадающий под действие соглашения плутоний останется вне ядерной оружейной деятельности, а это напрямую свидетельствует о приверженности России курсу на ограничение ядерных вооружений.
Сотрудничество должно быть обоюдным
Решение приостановить действие межправительственного соглашения об утилизации избыточного оружейного плутония вызвано нежеланием России в одностороннем порядке выполнять положения документа. Об этом заявляет пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, российская сторона «достаточно долгое время в одиночку выполняла соглашения», однако сейчас с учетом напряженности в целом «продолжение подобной ситуации уже не считается возможным».
На вынужденный характер действий нашей страны обращают внимание и в российском МИД. В частности, в заявлении нашего внешнеполитического ведомства подчеркнуто, что «администрация Барака Обамы сделала все, чтобы разрушить атмосферу доверия, которая могла бы стимулировать сотрудничество». «Действия Вашингтона привели к коренному изменению ситуации в российско-американских отношениях в области стратегической стабильности», – отмечается в документе.
Однако, как подчеркнули в МИД, предпринятый Россией шаг не направлен на обострение отношений с США. «Мы хотим вернуть Вашингтон к пониманию того, что одной рукой вводить санкции против нас там, где это можно сделать достаточно безболезненно для американцев, а другой продолжать выборочное сотрудничество в тех областях, где это им выгодно, не получится», – резюмируется в документе.
Когда деньги решают все...
По мнению военного эксперта, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, в истории с плутонием США проводят свою политику двойных стандартов. «Америка инициирует заключение договоров в тех сферах, где она может получить выгоду. Если происходит обратная ситуация – она просто не выполняет своих обязательств, – отмечает эксперт. – Инциденты с невыполнением соглашения лишний раз демонстрируют наплевательское отношение американцев к собственным обещаниям и международному праву».
Именно желание обратить внимание мирового сообщества на факт невыполнения Вашингтоном взятых на себя международных обязательств и является причиной приостановки соглашения об утилизации оружейного плутония, заявил накануне председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. При этом он отмечает, что Россию в плане реализации соглашения упрекнуть не в чем: российский плутоний строго в рамках договоренностей перерабатывался на Белоярской АЭС в Свердловской области.
Интересно, что в самой Америке нынешнее решение российского руководства восприняли довольно нервно. Здесь уже поспешили оправдаться, правда, в свойственной Штатам манере. Так, пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест сначала выдвинул версию о том, что США выполняли соглашение, просто по-своему, видя в числе приоритетов лишь «вопросы нераспространения ядерного оружия и радиоактивных материалов». А затем тот же спикер по традиции озвучил очередные угрозы в адрес нашей страны, пообещав (в который уже раз) международную изоляцию России.
Кстати, по мнению некоторых аналитиков, Штаты будут до последнего искать оправдание своим действиям, ведь, помимо прочего, это позволит им экономить внушительные средства. В частности, известно, что стоимость одного только завода по переработке, который планировалось построить в ядерном центре в штате Южная Каролина, может составить 7,7 миллиарда долларов против изначально запланированных 4,8 миллиарда. Не случайно срок запуска предприятия сначала перенесли с 2016 на 2019 год, а затем и вовсе отказались от этого проекта.
Автор: Дмитрий Сергеев