Лента новостей
Лента новостей
06:54
Трамп предложил экс-футболисту пост министра жилищного строительства
06:05
Видео
Военные инженеры построили мост для себя и жителей Курской области
05:51
Al Mayadeen: ЦАХАЛ нанес новый авиаудар по центру Бейрута
05:22
В Испании арестовали семью, организовавшую банду детей-киллеров
04:57
В Кемерове директор магазина избила женщину из-за банки кофе
04:22
FT: названо число мужчин, которых Украина может мобилизовать
03:58
Reuters: Трамп предложил кандидатуру на пост спецпредставителя по Украине
03:46
Умер экс-офицер Армии США Беннетт, освещавший события на Донбассе
03:17
До Земли долетела мощная звуковая волна от столкновения галактик
02:49
Не менее 13 палестинцев погибли от атак армии Израиля в секторе Газа
02:19
ЦАХАЛ нанес удары по южному пригороду Бейрута
02:18
Члены «Хезболлы» за сутки выпустили по Израилю около 80 снарядов
01:36
На Украине уклонист отбился от военкомов слезоточивым газом
01:10
Видео
Радио Звезда победило в двух номинациях на конкурсе «Радиомания»
01:07
ЦАХАЛ призвали жителей южного пригорода Бейрута эвакуироваться
00:36
ВСУ девять раз за сутки обстреляли территорию ДНР
00:08
В Госдепе признали попытки США помешать отношениям между РФ и Китаем
00:02
Мичман 48 часов не сходил с командного мостика в боях за остров Даго в ВОВ

Дальность действия - земной шар: почему боевая авиация России везде дотянется

Дозаправка в полете - одна из наиболее сложных по технике исполнения операций в воздухе. Не случайно ее проводят только в боевой и военно-транспортной авиации, а умение пополнять топливные баки в полете всегда отличает опытного аса от молодого летчика.
22 января 2017, 11:50
Реклама
Дальность действия - земной шар: почему боевая авиация России везде дотянется

Дозаправка в полете - одна из наиболее сложных по технике исполнения операций в воздухе. Не случайно ее проводят только в боевой и военно-транспортной авиации, а умение пополнять топливные баки в полете всегда отличает опытного аса от молодого летчика. Дозаправка продлевает время пребывания летательных аппаратов в воздухе, дает возможность совершать более длительные перелеты, брать на борт больше вооружения. Что говорить, если оборудованием для закачки топлива в полете оборудован даже перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50, которому только предстоит стать в строй российских ВКС.

О том, как и по какому принципу работает «воздушная АЗС», как готовят пилотов к выполнению этой сложнейшей процедуры и что надо знать летчику, чтобы уметь заправить самолет на скорости в сотни километров в час и на высоте в несколько километров над землей, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы из цикла «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Картинка

Когда баки «на нуле»

Возможности заправки в воздухе есть у наших ракетоносцев-исполинов Ту-160, у Су-27, у Су-34. По отзывам многих строевых летчиков, выполнение этой процедуры со всей ответственностью можно отнести к маневрам высшего пилотажа. Заслуженный летчик-испытатель РФ, полковник запаса, Герой России Сергей Богдан был первым, кто научил заправляться на высоте наш ПАК ФА.

«Характеристики самолета на режимах дозаправки подтвердились, никаких существенных особенностей выявлено не было, - отмечает он. - Были определенные замечания, которые впоследствии скорректировались, доработана система управления, чтобы получить более приемлемые характеристики».

Заправка в воздухе выполняется в заранее определенном диапазоне, который вымеряется в зависимости от конструкции самолета. Конечно, во время этой процедуры потрясывает, говорят пилоты: на малых дистанциях всегда проявляется так называемый «спутный след». Однако у подготовленного летчика поддержка устойчивости и управляемости самолета не вызывает испуга, ведь порядок действий отрабатывается еще на земле. К слову, на Т-50 - этом новом и во многом революционном самолете российской боевой авиации, система дозаправки выполнена в более совершенном варианте. Штанга для приема топлива здесь «спрятана», да и сама машина скомпонована так, что практически не «цепляет» спутного следа.

Картинка

Небесные «ювелиры»

Самолет Ил-78 считается в наших ВКС основным и в некотором смысле классическим топливозаправщиком. Задачи по воздушной заправке машины этого типа выполняют уже не один десяток лет. Размах крыла этого воздушного грузовика - 50 метров, максимальная взлетная масса - 210 тонн, причем более половины этого веса составляет то самое авиационное топливо. Цистерны занимают практически весь грузовой отсек, а кроме того топливо закачивается в крыльевые баки, которые соединены в единую систему. Главный специалист Научно-производственного предприятия «Звезда» Василий Елисеев вкратце пересказывает технологию заправки: топливо из баков специальными подкачивающими насосами подается на вход в подвесной агрегат, затем открывается передний воздухозаборник, который открывает доступ воздуха к турбонасосному агрегату. Отсюда заправочные шланги с конусом на конце спускаются к машине, который и подлежит заправке.

На НПП «Звезда» - уникальном предприятии, создавшем не одно оригинальное устройство для отечественной авиации, был разработан конус - ключевой элемент воздушной заправочной системы. Это специальная «аэроюбка», которая расположена на конце топливного шланга, и позволяющая устройству плавно парить в воздухе. Задача пилота - максимально четко пристыковаться к конусу, причем сделать это как можно ближе к центру.

Картинка

Летчики сравнивают стыковку в воздухе с попаданием ниткой в игольное ушко, с одной оговоркой: обе машины - и заправляемая, и танкер - сохраняют при этом внушительные скорости. Например, МиГ-29 выполняет эту процедуру в темпе свыше пятисот километров в час. Пилоты проходят обучение этому маневру не один день, отрабатывая его на специальном тренажере. Инструкторы говорят, что истребитель в момент заправки будто бы «танцует» в воздухе, правда, действия летчика здесь должны быть не столько виртуозными, сколько филигранными. Скорость держится с ювелирной точностью, отклонения не допустимы. В помощь пилоту разработан датчик дозаправки, активация которого помогает самолету быть более устойчивым, подстраиваться под условия обстановки.

Как работает воздушная АЗС

Ил-78 способен заправлять в воздухе боевые машины разных типов. Помимо уже упомянутых стоит назвать также МиГ-31, Су-24. Практикуется и парная заправка, когда топливо принимают сразу две машины. Топливо поступает под огромным давлением, достаточно сказать, что заправить истребитель можно за 8 минут, а тяжелый ракетоносец - за 20.

Стыковать заправочный конус с топливной штангой помогают мощные электромагниты (усилие притягивания составляет порядка 80 кг). Оригинально устроен и топливный шланг: его особенность в том, что он никогда не провисает между двумя самолетами, автоматически подматываясь в процессе заправки.

Кстати, интересный факт: на Ил-78 устанавливают сразу три подвесных агрегата дозаправки, то есть теоретически возможна заправка и трех машин. Однако специалисты говорят, что такое больше напоминает цирковой номер - настолько сложен в исполнении этот маневр. По словам Василия Елисеева из НПП «Звезда», куда комфортнее и спокойнее заправлять два самолета. В этом случае расстояние между законцовками крыльев обоих заправляемых машин безопасное, и кроме того остается пространство для маневра.

Картинка

Система дозаправки в воздухе существует и в армиях стран НАТО. Однако там процессом управляет и руководит командир самолета-танкера, тогда как в российской авиации куда большая ответственность лежит на пилотах заправляемых машин. И это логично, говорят наши специалисты, ведь с танкера невозможно оценить болтанку, крен, другие параметры. Кроме того, только в российской авиации в качестве заправщика могут выступать как специальные танкеры, так и другие машины, на которые может ставиться соответствующая аппаратура. По словам Сергея Богдана, подобное может пригодиться, например, в палубной авиации, когда самолеты дозаправляют в воздухе друг друга. В этом случае радиус их действия радикально увеличивается. При этом что важно, на самолет, выступающий в роли танкера, не ставится дополнительных топливных баков. Он просто отдает то топливо, которое у него есть, оставляя, естественно, запас для завершения своего полета.

Под крылом - вся планета

Новые технологии давно пришли и в сферу обеспечения самолетов топливом. Скажем, баки для летательных аппаратов теперь защищены пенополиуретаном, который предотвращает взрыв топлива в случае попадания снаряда. Этот же материал предотвращает «раскачивание» самолета, так как не дает топливу «плескаться». Правда, такая технология применяется только на боевых машинах, тот же Ил-78 принимает топливо в свои цистерны по обычной схеме.

Авиационный полк, на вооружении которого находятся эти самолеты, дислоцируется в Рязани. Здесь же расположен единственный в ВКС России учебный центр для подготовки летчиков летающих танкеров. По словам командира части полковника Михаила Максимова, уникальность подготовки специалистов в том, что тренируется сразу весь экипаж, отрабатывается совокупность всех действий сразу.

Картинка

В обозримой перспективе в российскую авиацию должны поступить глубоко модернизированные небесные заправщики. Новую машину, получившую индекс Ил-78М-90А уже собирают на Ульяновском авиастроительном заводе, а в числе ее ключевых отличий от предыдущей модели - модернизированное крыло, представляющее собой единую конструкцию. Новым будет и устройство для дозаправки, его мощность предполагается повысить как минимум на 15 процентов. Суммарный объем резервуаров, которые будущий танкер примет на борт, составит 40 тонн. Этого хватит, к примеру, чтобы заправить четыре истребителя Су-35. Важно заметить, что небесный танкер может в любой момент переквалифицироваться в обычный военно-транспортный самолет. Баки в грузовом отсеке в этом случае демонтируются, а на их место ставятся сидения для размещения личного состава.

По мнению командующего Дальней авиацией генерал-майора Героя России Сергея Кобылаша, самолеты-заправщики будут в обозримой перспективе востребованы в авиации. Ведь именно они способны обеспечить возможность запросто облететь земной шар, не совершая промежуточных посадок для пополнения топливных баков.

Автор: Дмитрий Сергеев

Реклама
Реклама