Из «Крестьянки» в Playboy: как Хью Хеффнер помог развалить эротикой СССР
Впрочем, «Плейбой», с его мировой супер популярностью, так и не стал самым читаемым мужским журналом в России.
Традиционный набор практически каждой советской семьи состоял из перечня официальных газет – «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», для людей военных добавлялась еще «Красная звезда». Из журналов самыми популярными были «Работница» и «Крестьянка», в которых можно было найти рецепты всевозможных блюд, выкройки для шитья, рекомендации оздоровительного плана. Мужчины довольствовались «За рулем» и «За рубежом», молодежи доставалась «Техника молодежи». Эротики в них, надо понимать, не было вовсе. Но потребность в лицезрении обнаженной или хотя бы полуобнаженной натуры присутствовала – у каждого солдата тех времен такая картинка или фото присутствовала в прикроватной тумбочке.
Про Playboy тогда многие слышали, но немногие этот журнал видели, представляя его как супер эротическое издание, где можно увидеть «этакое», во всех открытых формах и позах. Те, кто имел возможность увидеть «Плейбой» и заполучить его во время загранкомандировок или от приезжавших иностранцев, были шокированы не только от откровенных фотографий полуобнаженных красоток, но и содержательной части журнала, который претендовал в том числе и на освещение элегантного образа жизни. В советские времена Playboy зачитывали, вернее рассматривали, до дыр, передавали, а зачастую и продавали через многие руки. Это был некий символ свободы, представляемый в возможности увидеть обнаженное женское тело.
История же самого журнала, концепцию которого придумал Хефнер, началась в 1953 году, и первой на его обложке появилась не кто-нибудь, а сама Мерилин Монро. Правда, актриса не позировала для журнала специально, да и само издание совсем не стремилось в первые два десятка лет своего существования к тому, чтобы на его обложке были непременно звезды. Поначалу Playboy довольствовался тем, что на обложке есть просто симпатичная женщина, не стесняющаяся собственной наготы.
«То, что использовал Хью Хефнер, впоследствии стали использовать и появившиеся в России мужские журналы, – рассказывает создатель первого российского эротического журнала «Андрей» Алексей Вейцлер. – Легкая эротика, которая заставляет увидеть в картинке не увиденное. Вы же помните шедевральный фоторепортаж о девушке-десантнице в одном из первых номеров журнала, где роскошное женское тело органично вписано в интерьер военной техники и русской природы. При этом нет даже намека на порнографию, только эстетика, гармония. И при этом самое пристальное внимание читателей, которые пересматривают эти фотографии, любуются ими. Собственно, это и есть одна из основных задач мужских журналов – вызывать приятные чувства своих читателей».
Созданный в 1953 году «Плейбой», в 1972 году достиг своего пика — ноябрьский номер был выпущен в количестве 7 161 561 экземпляров. Журнал распространялся по всему миру. Где легально, а где и нет. В 1979 году вышел самый толстый номер, насчитывавший 412 страниц. В 1998 году только сам журнал «Плейбой» принес империи Хефнера 320 миллионов долларов дохода. В это время вся корпорация «Плейбой» занимала третье место в мире по объему продаж.
Сам Хью Хефнер говорил о своем журнале так: «Я никогда не считал Playboy журналом о сексе. Для меня он всегда был изданием об образе жизни, в которой секс является лишь одной из ее составных частей. И вообще секс — здоровее, когда его не скрывают и не прячут: зачем оглуплять общество?»
Как ни странно, мне самому довелось стать автором публикации в Playboy, причем в его японской версии. Никакой эротики – это была статья, посвященная Шамилю Басаеву, его уничтожению в Чечне российскими войсками. Переводчик, который передал мне вышедший номер журнала, показал его концепцию – первая половина посвящена исключительно политике, экономике и спорту, а вот вторая уже удовлетворяет сексуальные влечения японских мужчин полной гаммой эротических фотографий и рассказов о сексе.
В России «Плейбой», первым редактором которого стал Артемий Троицкий, начал издаваться лишь в 1995 году, когда в стране уже появились свои мужские журналы «Андрей», «Медведь» и другие. Но именно Playboy был главным ориентиром для всех этих изданий. Кстати, задолго до этого обложку майского номера журнала за 1989 год украсила фотография Натальи Негоды и надпись: «From Russia with love: The Soviets’ first sex star Natalya Negoda» («Из России с любовью: Первая советская секс-звезда Наталья Негода».
Тогда скандальный успех фильма «Маленькая Вера» режиссера Василия Пичула принес Наталье дивиденды в форме предложения сняться для разворота «Плейбоя». Сама Негода позже призналась, что приняла это предложение из-за денег и не думала, что ее этот факт будет иметь такой резонанс: «Плейбой» сделал мне такую рекламу, что, когда я приехала в Нью-Йорк, поняла, что придется выставлять вперед кулаки для защиты. В Америке я давала по 7 – 8 интервью в день». Через несколько месяцев слоган From Russia – with love! («Из России – с любовью!» – именно такой девиз был напечатан на одной из маек плейбоевской серии) стал самым популярным во всем западном мире.
Пик популярности российской версии Playboy давно прошел, сам журнал, по словам его главного редактора Влада Ковлейского, теперь выходит один раз в три месяца –ежемесячный формат не оправдывается финансово. При этом сохраняется мобильное приложение и официальный сайт журнала. Еще не умер Playboy, но дышит уже неравномерно.
«Глянцевые журналы в России вообще потеряли свою привлекательность, в отличии от 90-х годов прошлого века, – считает медиаконсультант Александр Зимовский. – Тот же Playboy, который доказывал, что секс в России все-таки есть, сделал свое дело и попросту стал неактуален – смотреть на обнаженную натуру для озабоченных можно посредством интернета, ровно так же, как и читать интеллектуальные тексты на эту тему. Но Хефнер был гениальным человеком, который нашел то тонкое лезвие ножа, где по одну сторону нельзя, а по другую уже немножко можно.
И эта концепция разрешенной интимности стала стимулом для развития целой сексуальной индустрии в России, в том числе в сознании людей. Повысилось в том числе отношение к женскому телу, как к произведению искусства. Ведь даже под телогрейкой укладчицы шпал кроется прекрасное воплощение женской природы, о чем нам, мужчинам, забывать нельзя. Можно только догадываться и заранее восхищаться».