Поисковики спустя 72 года раскрыли тайну гибели бомбардировщика Пе-2
О том, что в Яковлевском районе Приморья в поле лежит бомбардировщик, отряду «Авиапоиск» рассказали местные жители. Свидетелей самой катастрофы уже не осталось: разбился самолет, предположительно, в 1945 году, однако точное место крушения известно.
Находки с шестиметровой глубины подняли на поверхность ковшом экскаватора. На тяжелых стойках шасси до сих пор блестит нержавейка – хоть сейчас, чуть отмыв от грязи, можно сдавать в музей. Пулемет стрелка-радиста и вовсе в боевом состоянии, восхищаются поисковики.
«На месте катастрофы был найден крупнокалиберный пулемет Березина калибра 12,7 мм в хорошем состоянии. Такое у нас впервые. Обычно или без стволов, или погнутые, ржавые», – рассказал участник отряда «Авиапоиск» Сергей Балкин.
Полвека назад в том месте, где упал бомбардировщик, было болото. Поэтому даже сейчас с места раскопок приходится откачивать лишнюю воду. Однако именно болото помогло самолету сохраниться все эти годы. Оно практически законсервировало его. Например, парашют экипажа, найденный на месте раскопок, находится в состоянии, близком к идеальному. Лопасти бомбардировщика практически не погнулись от удара о сравнительно мягкую землю.
По обломкам поисковики смогли установить, что разбившийся самолет – основной бомбардировщик советских ВВС во время Великой Отечественной войны Пе-2. Таких самолетов построили свыше десяти тысяч. Воевали «пешки», как их называли в Красной армии, не только на Западном фронте. В августе 1945 года базировавшаяся в Приморье авиадивизия бомбила японские войска и корабли на территории Корейского полуострова и в Восточном Китае. Над самим Приморьем боев не было, и это крушение – следствие отказа техники или ошибки экипажа, считают участвующие в раскопках летчики.
«Сами видите: дует ветер, прошел циклон, низкая облачность. Что немаловажно при заходе на посадку. В те времена таких навигационных систем, как сейчас, не было, летчики заходили визуально. Возможно, потеря пространственной ориентировки. Опять же потеря скорости в сложных метеоусловиях», – считает заместитель командира авиационного полка Андрей Грицюта.
Одной из уникальных находок стал сохранившийся планшет одно из членов экипажа. Внутри – схемы, конспекты, на которых видно несколько фамилий, подписанных «техническое звено».
«Есть маршрутные записи. Какие-то точки. В том числе Сейсин. Сейсин – это Северная Корея, когда наши войска в 1945 году ее бомбили... Значит это уже привязка к 1945 году. Потому что до 1945 года никто даже не планировал летать на Сейсин», – отмечает командир отряда «Авиапоиск» Ярослав Ливанский.
По этим записям и номерам на двигателях самолета поисковики точно установят фамилии членов экипажа и со всеми воинскими почестями похоронят останки летчиков.