Крах идеи «корабля XXI века»: как многоцелевой авианосец стал «хромой уткой»
Чуть менее года назад, 31 мая 2017 года, атомный многоцелевой авианосец (АВМА) USS Gerald R. Ford (программа CVN-78) был формально передан ВМС США. Позже, 22 июля того же года, его приняли в боевой состав флота уже официально (на церемонии присутствовал сам Дональд Трамп), а 28 июля лейтенант-коммандер Джейми Страк из 23-й испытательной эскадрильи (VX-23) выполнил на самолете F/A-18E/F первые посадку на палубу авианосца и взлет с использованием электромагнитной катапульты.
Казалось, вот оно - наступившее наяву будущее американских авианосных сил, шагнувших в новое столетие своей истории. И действительно, получившие новейшие электромагнитные катапульты и аэрофинишер, бестросовые подъемники боеприпасов с автоматизированной системой управления, перепроектированные полетную палубу и надстройку, а также оснащенные новыми ядерными реакторами, дающими в 2,5 раза больше электроэнергии, чем на АВМА типа Nimitz, новые американские плавучие аэродромы типа USS Gerald R. Ford вроде бы в полной мере стали соответствовать понятию «боевой корабль XXI века».
Однако оказалось, что за красочной витриной атомохода-гиганта скрываются многочисленные проблемы, без решения которых авианосец фактически не может считаться полностью боеготовым. И одна из главных проблем связана с электромагнитными катапультами и аэрофинишером, установленными на корабле.
«В период с сентября 2015 года по июль 2017 года группа специалистов по эксплуатационным испытаниям и оценки военно-морских сил по согласованию с отделом эксплуатационных испытаний и оценки министерства обороны выполнили оценку боевых качеств АВМА USS Gerald R. Ford. Результаты оценки CVN-78 в целом идентичны результатам оценок, выполненных раньше.
Низкая или неподдающаяся пока определению надежность новых катапульт, аэрофинишера, подъемников боеприпасов и радиолокационного комплекса, работоспособность которых являются критически важной для обеспечения полетов авиации, может повлиять на способность CVN- 78 использовать свою авиацию с требуемой интенсивностью, сделать корабль уязвимым для атаки противника», - указывается в ежегодном докладе начальника Отдела эксплуатационных испытаний и оценки Пентагона генерал-майора запаса Роберта Белера, опубликованном в январе 2018 года.
А ведь одним из достоинств нового авианосца как раз и должно было стать наличие на борту нового комплекса взлетно-посадочного оборудования, в состав которого вошли четыре электромагнитные катапульты и усовершенствованная система посадки (аэрофинишер) с автоматизированной системой управления, позволяющая, по словам разработчиков, обеспечить прием любых самолетов корабельного базирования.
Считалось, что ввод корабельной электромагнитной катапульты в эксплуатацию на строевом корабле американского флота фактически означает конец «века пара» и начало «века электромагнитной энергии». Выходит, погорячились. Читать далее...