Форпост на Крайнем Севере: какие современные технологии использованы на «Арктическом трилистнике»
Земля Франца-Иосифа по праву считается одним из наиболее суровых мест на планете. Плюсовые температуры здесь редкость даже в июле, а зимой температура может доходить до 52 градусов со знаком минус при ветре в 40 метров в секунду. Интересно, что хотя право открытия этой территории принадлежит австро-венгерской экспедиции (в честь своего императора они и назвали этот участок суши в бескрайнем Северном Ледовитом океане), наличие островов в этих местах предполагал еще Ломоносов. Были убеждены в наличии земли здесь и русские военные моряки, не раз предлагавшие царю снарядить поход для проверки своих гипотез, однако экспедиции по разным причинам откладывались.
И все же спустя время отечественные полярники твердо обосновались в этих краях. Позже они официально стали нашими полярными владениями. Ныне район Земли Франца-Иосифа входит в состав одного из административно-территориальных образований Архангельской области. Так получилось, что основное население здесь - люди в погонах. Несут службу, оберегая северные рубежи России от непрошеных гостей, держат наш форпост на самом дальнем Севере. Ведь выше к полюсу - только совсем безлюдные просторы.
О том, как живется в этих местах нашим служивым людям и почему даже за тысячи верст от Большой Земли они не чувствуют себя оторванными от цивилизации, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
«Мост» над океаном
Внимание России к Земле Франца-Иосифа (ЗФИ, как по-свойски называют эту территорию те, побывал здесь хоть однажды) не случайно. Во-первых, отсюда обеспечивается контроль за воздушным движением в северной зоне, во-вторых, здесь находится богатый полезными ископаемыми шельф, ну и, в-третьих, свое присутствие тут необходимо обозначать, дабы у «бесхозных» земель внезапно не появился новый «хозяин».
Воздушный мост на ЗФИ начинается в Архангельске. По пути приходится преодолевать бескрайние просторы Северного Ледовитого океана - одновременно пугающее и завораживающее зрелище. Маршрут этот давно освоен пилотами российской военно-транспортной авиации. На своих бортах они перевозят и грузы, и пассажиров.
Стоит отметить, что аэродром на ЗФИ не совсем обычный. Он сезонный, работает только зимой, ибо летом снеговая взлетно-посадочная полоса по естественным причинам приходит в негодность. Посадка на снег на «Нагурском» (так называется этот аэродром) - одна из самых сложных задач даже для опытного пилота: белый снег здесь сливается с белой мглой, а потому глазомер сбивается. Идти экипажу приходится только по приборам.
Тем не менее наши авиаторы научились сажать сюда даже грузовые исполины Ил-76. Первым на ЗФИ его приземлил нынешний командующий военно-транспортной авиацией ВКС России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов. По его словам, сейчас такие полеты выполняются регулярно. При этом, что важно отметить, уже идет работа над сооружением в этих местах полноценного аэродрома. По некоторым сведениям, его характеристики позволят принимать воздушные суда самых разных типов, а том числе те, которые помогут в обеспечении защиты воздушных границ России в Арктическом регионе.
Ты увидишь - он бескрайний
Суровый край встречает строгостью. Едва самолет замирает на полосе, на борт поднимаются представители погранслужбы ФСБ России. Сразу становится понятно, что местность эта особая, входит в пограничную зону. Жители на ЗФИ тоже не самые обычные. В их числе - личный состав радиолокационной станции, которая обеспечивает контроль за воздушной обстановкой на внушительном участке арктического неба. Специалисты говорят о постоянном интересе к нашим границам со стороны иностранных служб. Не так давно, к примеру, был зафиксирован пролет самолета-разведчика патрульной авиации Норвегии. Сферой внимания «воздушных шпионов», как правило, является местонахождение надводных и подводных кораблей российского Северного флота в акватории Баренцева моря и других районах Северного Ледовитого океана. Информация об обнаружении таких разведчиков передается на вышестоящий командный пункт, после чего, исходя из ситуации, принимается решение.
Когда-то подразделения радиотехнических Войск ПВО страны дислоцировались в этих местах постоянно. Но после развала Советского Союза многие объекты на архипелаге оказались заброшены. Естественно, что в числе прочих забвение коснулось и «гарнизона». Однако благодаря стартовавшей в последние годы программе возрождения военного присутствия в Арктической зоне удалось сделать многое. Кое-что даже превзошло ожидания. Например, вместо хлипких вагончиков жилую и служебную зону теперь составляет полноценная база со стационарными постройками, выполненными по технологиям, соответствующим самым тяжелым природным и погодным условиям.
Речь, конечно же, о теперь уже знаменитом «Арктическом трилистнике». Этот административно-жилой комплекс, больше напоминающий космическую станцию на другой планете, считается самым северным капитальным зданием в мире. Четыре блока основной пятиэтажки, стоящей на сваях, и три отдельно расположенных «эллипсоида» соединены крытыми отапливаемыми галереями. Комплекс общей площадью 14 тысяч квадратных метров рассчитан на автономное проживание и выполнение служебных задач гарнизоном численностью 150 человек в течение 18 месяцев. К услугам жильцов - тренажерный и актовый залы, столовая с кухней и складом продовольствия, лазарет, кабинеты, учебные классы.
Арктические технологии
Генеральный директор крупного строительного холдинга Юрий Водопьянов - один из тех специалистов, кто контролировали и проектирование, и возведение объектов базы. «Нам сказали не ограничиваться в фантазии - построить что-то такое… Удобное, красивое, практически космическое, - вспоминает он. - Мы провели конкурс среди наших проектировщиков. Было создано десять разных рисунков». Интересно, что в Минобороны России, куда проектировщики представили свои наработки, неожиданно выбрали… самый сложный по исполнению проект! Юрий Водопьянов признается, что он и его коллеги буквально схватись за голову - задача-то хоть и амбициозная, но трудная. Для строительства тех же «эллипсоидов» это был первый опыт.
Сегодня реализованный проект по праву считается предметом гордости строителей. При сооружении комплекса было продуманы все элементы автономной жизни, причем многие - с солидным запасом. Например, энергетический комплекс, состоящий из четырех генераторов мощностью один мегаватт каждый и способный обеспечить электроэнергией два городских квартала, задействован только на четверть: три дизеля постоянно находятся в резерве. Полностью автоматизированная котельная способна обеспечить резервировное теплоснабжение в случае непредвиденной ситуации: при похолодании автоматически запускаются дополнительные котлы. Решен вопрос и с обеспечением питьевой водой. Для ее добычи разработан особый способ. Сперва собранный снег поступает на площадку снегонакопления, потом отправляется на снегоплавильную установку и в накопительные емкости, где вода отстаивается и проходит многоступенчатую очистку, в том числе облучается ультрафиолетом, и минерализуется.
Не оставлены в стороне и вопросы экологии. На «Арктическом трилистнике» - своя система утилизации отходов, основанная на сжигании мусора. 1200 градусов специальной печи хватает, чтобы превратить в пепел любые отходы, причем сам пепел тоже не выбрасывается, а вывозится на Большую Землю.
Справедливости ради стоит отметить, что такая система сбора отходов придумана не только для сохранности природы. Дело в том, что мусор приманивает основных обитателей арктических земель - белых медведей. Записи с видеокамер свидетельствуют - мишки частые гости в окрестностях жилых городков на нашем Севере. Не пугают зверя ни собаки, ни даже выстрелы в воздух. Кстати, случались здесь раньше и трагические инциденты, когда хищники нападали на людей…Видимо, поэтому у знатоков уже сложилась целая система противодействия опасности. Убегать от медведя нельзя - только отходить задом, повернувшись к зверю лицом и при этом бросая ему какие-нибудь предметы одежды. Пока животное на них отвлекается, можно постепенно увеличивать дистанцию. Еще можно взяться за руки, то есть стать как бы визуально «больше». В таком случае медведь решит, что для него это слишком крупный соперник, и нападать не станет.
Островок уюта в океане льда
«Арктический трилистник» - не единственная база Минобороны России, появившаяся за последние годы в Арктике. Есть еще «Северный Клевер», развернутый на острове Котельный в Восточно-Сибирском море. Этот гарнизон, также заброшенный в 90-е, сейчас переживает второе рождение. Конечно, построен он уже не в таком футуристическом виде, как «трилистник» на ЗФИ, но и там, и там проектировщики постарались продумать комфортные условия обитания. Спортивный зал, сауна, комната отдыха и зеленый уголок - все это присутствует. Принцип построения военной базы на Котельном тот же - минимизировать нахождение людей вне помещений, сделать комплекс, что называется, «замкнутого цикла».
Некоторое время назад «Военная приемка» показала цикл передач, связанных с Котельным. Речь шла и об уникальном переходе к острову на тяжелых военных вездеходах. Путь по океанскому льду до военной базы занял больше 40 дней, при этом по дороге участникам экспедиции пришлось спасать из-подо льда тонущую технику, отогревать ее, разводя костры прямо под машинами, пробиваться через снежную пургу, трещины и торосы во льдах…
Но на этих северных базах, как на «клевере», так и на «трилистнике», холода и невзгоды остаются за бортом. Внутри помещений есть все необходимое для жизни. Военнослужащие рядового и сержантского состава размещены в типовых комнатах по 2-3 человека, оборудованных всем необходимым. Есть душевая кабина с санузлом, телевизор, холодильник, чайник. Сформирован даже полноценный досуговый центр - тут вам и бильярд, и зал для настольного тенниса, и комната отдыха, по наполнению напоминающая библиотечный читальный зал, и кинозал.
Питание личного состава - трехразовое, усиленное. Каждый день в рационе присутствует мясо или рыба, а еще поварской состав балует военнослужащих свежими булочками - с повидлом, яблочным джемом, изюмом. Их, как и хлеб, пекут сами. За здоровьем следит свой медик - начальник медпункта радиолокационного отделения Вячеслав Покидюк. Медицинский блок, по его признанию, оборудован всем необходимым врачу, есть даже палаты и изолятор. Но, как признается Вячеслав, за время его работы ни один военнослужащий на стационарное лечение госпитализирован не был.
Стоит отметить, что неплохие условия (во всяком случае, для этих мест) созданы и на расположенной здесь же, на ЗФИ, пограничной заставе. Есть большая зона отдыха с теннисным столом, бильярдом и зимним садом, а для проживания военнослужащих в комплексе предусмотрены квартиры: дело в том, что пограничники на время длительной командировки могут брать с собой жен. У стражей границы служба везде непростая, но здесь, в этих широтах, она и вовсе экстремальная. Так, чтобы добраться до установленного здесь самого северного в России пограничного столба, нужно совершить многочасовой марш-бросок по снежной пустыне.
Это - наша земля
Чем еще особенна Земля Франца-Иосифа? А тем, что территория архипелага представляет собой самый северный заповедник в мире - Национальный парк «Русская Арктика». Он создан для сохранения уникальной арктической природы, ведь в этом регионе располагаются крупнейшие в Северном полушарии «птичьи базары» (кайры и гаги), лежбища моржей, обитают белые медведи, гренландский кит, песцы, гренландские тюлени, нерпы… Земля Франца-Иосифа и прилегающая к ней акватория играет исключительную роль для обеспечения воспроизводства и устойчивого существования многих популяций арктических видов флоры и фауны, пять из которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и Международную Красную книгу.
А еще здесь находятся ледяные пещеры, в одной из которых побывал Президент России Владимир Путин во время своего посещения ЗФИ в марте 2017 года. Был с ним и министр обороны России, глава Русского географического общества Сергей Шойгу. Причем, для Владимира Путина это была уже не первая поездка в эти места: будучи на Земле Франца-Иосифа в 2010 году он, заявил о необходимости провести в Арктике «генеральную уборку». Участковый государственный инспектор Национального парка «Русская Арктика» Денис Менников признает: в последние годы за экологией в этом районе действительно следят куда более пристально.
«В период активного освоения Арктики, начиная с 1930-х годов, этим вопросам не уделялось должного внимания, - отмечает инспектор. - В связи с этим были накоплены огромные объемы мусора, склады ГСМ, брошенная техника».
Однако в 2010 году стартовала та самая «генеральная уборка», благодаря чему удалось вывезти и утилизировать несколько тысяч тонн мусора.
Наведение порядка во всем - и в экологии, и в безопасности - вот что отличает нынешние перемены, происходящие в российской Арктической зоне. Строятся новые стационарные базы, формируется современная транспортная инфраструктура - создаются аэродромы, спускаются на воду ледоколы, в том числе военные, появляется авиационная техника, выполненная в арктическом варианте. Назначаются самые дерзкие по своему замыслу экспедиции. Потому что это наша Арктика, наш Север, наша земля. Земля, у которой здесь есть свой хозяин.