РВИО просит вернуть России право участия в конкурсе на разработку концепции экспозиции о лагере Собибор
У России есть полное право участвовать в создании музея на месте концлагеря в польском Собиборе. С такими словами российское военно-историческое общество обратилось в официальном письме к председателю Европейского Совета Дональду Туску. И это далеко не первая попытка достучаться до Варшавы.
История не терпит сослагательного наклонения – говорит единственный доживший до наших дней участник восстания в лагере смерти Собибор – Семен Розенфельд. Сейчас он живет в Израиле – а в 43-ем был на волосок от гибели. В тот день эшелон доставил на станцию Собибор ровно 300 человек. Но ему было суждено стать одним из немногих, кого оставили в живых.
За время, проведенное в лагере – он познакомился с офицером Александром Печерским, который придумал дерзкий план. Считается, что за все время войны – это был единственный успешный побег из концлагеря. Заключенные перебили охрану немецких офицеров – заманивая их по одному в мастерские – где предлагали им сшить новое пальто.
После побега заключенных немцы стерли лагерь с лица земли, а когда война закончилась, здесь был основан мемориал. И вот теперь власти Польши решили его обновить. На участие в реконструкции из России поступило сразу три заявки.
Но все предложения российской стороны были отметены поляками.
Польский публицист Мачей Вищневски полагает, что это – очередной пример русофобской политики.
«Очередной русофобский прием, который вошел в нашу официальную внешнюю политику. Это особо обидно, потому что все образованные люди знают, кто возглавлял бунт узников, сколько это стоило людям», - подчеркнул он.
Одно дело знать – другое чтить, на новом польском мемореале практически к нулю будет сведено упоминание о предводителе восстания – советском офицере Александре Печерском. Его родные живут в Ростове-на-Дону. В городе установлен памятник герою. А в Польше, его похоже, могут вычеркнуть из истории.
Без участия России многих экспонатов в новом мемориале в Собиборе точно не будет. А значит и правду о событиях октября 43 года – смогут узнать далеко не все посетители нового музея в Польше. И чтобы не допустить переписывания истории Российское военно-историческое общество уже обратилось с письмом к Дональду Туску.