Т-34: как из гадкого утенка сделали лучший танк Великой Отечественной
Т-34 был грозен для противника всегда, хотя и имел недостатки. Однако этот танк неизменно был одним из сильнейших козырей советского командования. Как это может сочетаться? Давайте посмотрим.
Неустроенность молодости
В каком-то смысле Т-34 стал результатом гражданской войны в Испании. Именно оттуда советские танкисты привезли ценный опыт. Из него следовало, что противотанковая 37-мм артиллерия непозволительно хорошо маскируется и слишком уж быстро стреляет. Слишком хорошо и быстро для уверенного «продавливания» обороны при помощи танков. Все понимали – если воевать придется с державой посильнее, концентрация пушек будет выше, а проблемы серьезнее.
Поэтому в СССР запустили масштабную программу замены танкового парка на машины с противоснарядным бронированием. Довести ее до начала войны, увы, не успели, но то, что успели построить, успело ощутимо сыграть в 1941-м – новые танки, включая Т-34, стали одним из козырей в руках советского командования.
Хотя козырными тузами «тридцатьчетверки», конечно, не были. Да, они очень хорошо держали бронебойные снаряды немецких танков и 37-мм противотанковых пушек. Но, как и любая новая машина, Т-34 еще были «сырыми».
Например, у танка были проблемы с плавностью хода – по сравнению с закупленным в 1940-м Pz-III, ближайшим «конкурентом» с немецкой стороны. А ведь с плавного танка проще стрелять и попадать в движении.
Другие вещи можно было улучшить – например, посредственную обзорность, вызывающую «танковую слепоту», неудачную укладку боекомплекта. Или, скажем, неудачную конструкцию коробки передач. При переключении со «второй» на «третью» танк настолько терял инерцию, что глох. В итоге часто приходилось ездить на «второй», что уменьшало скорость и негуманно пожирало ресурс коробки.
Доходило до смешного – у созданного для русских условий танка имелись проблемы с проходимостью. Виной всему была конструкция ранних траков, которые плохо цепляли грунт. В результате Т-34 буксовал посередине какого-нибудь длинного подъема в разгар осенних дождей.
Потеря превосходства
Когда грянула война, Т-34 оказался для немцев внезапно крепким орешком. Пробить его броню было, конечно, можно, но ценой немалых ресурсов и усилий. Часто для этого требовалось развернуть уязвимую на прямой наводке 88-мм зенитную пушку, или использовать дефицитные подкалиберные снаряды с вольфрамовым сердечником. Или пускаться во все тяжкие с саперами и взрывчаткой, что обычно грозило большими потерями и неочевидным результатом.
История боев 1941-го изобилует немалым количеством тактических примеров, когда превосходство в броне и вооружении на стороне Т-34 приводило к неприятным для немцев результатам. Но ярко выраженного влияния на «большую стратегию» эти танки не оказали.
Разгадка была проста – немцы вторглись в СССР, имея за собой глубоко проработанную тактику применения танковых войск, и, что еще важнее, инициативу. Они успели опытным путем определить, сколько на каждый танк нужно вспомогательных машин, и их танки не останавливались без топлива и запасных частей. Они били первыми, а, значит, могли создать локальное превосходство на нужном участке. И их, в конце концов, было больше отмобилизовано.
Поэтому контрудары РККА запаздывали, приходились не туда. Командиры в условиях хаотично меняющейся обстановки не могли определиться с решением, и Т-34 носились туда-сюда, расходуя драгоценный моторесурс. Не все могли просто доехать до слабого места противника, чтобы туда ударить. Поэтому громкой победы «тридцатьчетверки» в 41-м сами по себе не добились. Хотя, конечно, внесли свой вклад, принимая удары врага.
А в новом, 1942-м, году, немцы все-таки среагировали на советские танки с противоснарядным бронированием, и модернизировали свою бронетехнику. Танки Pz-IV и штурмовые орудия получили длинноствольные 75-мм пушки.
Обретение баланса
В 1943-м, после перелома в войне, качество выпускаемых «тридцатьчетверок» начало потихоньку расти. Но тут появилась новая напасть – немцы стали массово использовать новые танки, «Тигра» и «Пантеру». Старые, 76-мм пушки «тридцатьчетверок» с ними уже откровенно не справлялись. Можно было, конечно, обойти сбоку и применить дефицитный подкалиберный снаряд. Но вы еще попробуйте в условиях реального боя это сделать.
Встал в полный рост вопрос о перевооружении Т-34. Сначала хотели просто увеличить длину ствола 76-мм пушки, чтобы разогнать снаряд до нужных для пробития шкур «зверинца» скоростей. Но потом посмотрели, что дороговизна и трудоемкость изготовления вырастает более чем в два раза, и отбросили полумеры. Решили ставить 85-мм пушку – пусть у нового орудия будет еще и посерьезнее осколочно-фугасное действие по пехоте. Впихнуть его в старую, и без того тесную, башню, было невозможно. Поэтому разработали новую. Так и родился Т-34/85.
Подоспевшая к 1944 году новая машина вышла удачной. И дело тут было не в отдельно взятых характеристиках вроде точности стрельбы пушки или толщины брони.
«Тридцатьчетверка» могла вывалить на поля сражений свой главный козырь – технологичность. То есть, приспособленность к по-настоящему массовому производству. В результате в реальном бою на каждый «Тигр» или «Пантеру» приходилось по пятерке Т-34/85. Любой шахматист подтвердит – лучше иметь ораву фигур послабее, чем пару-тройку сильных вроде ферзя или ладьи. Просто потому, что так вы контролируете больше направлений и имеете больше вариантов для действий.
Поэтому более слабые, но многочисленные «тридцатьчетверки» и громили «зверинец» панцерваффе. Там, где не получалось сделать это в прямом бою – опосредованно, связывая боем, обходя и атакуя тыловиков. А без подвоза топлива и боеприпасов и «Тигр» не более, чем груда железа.
Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.