Лента новостей
Лента новостей
09:32
Россия ратифицировала договор о стратегическом партнерстве с КНДР
09:19
Захарова прокомментировала стычку между Штайнмайером и немецким писателем
08:47
Трамп предложил помочь погасить долг демократов на сумму $20 миллионов
08:18
Сакс: Байден торопится переправить деньги Киеву до инаугурации Трампа
07:41
Овечкин сократил отставание от рекорда Гретцки до 31 шайбы
06:59
В Австралии рыбаки спасли вьетнамца, дрейфовавшего в океане 19 часов
06:40
AP: Трамп победил на выборах, получив 312 голосов выборщиков
05:46
Politico: стало известно, как Трамп может вывести США из НАТО
05:36
В Канаде зафиксировали первый случай заражения человека птичьим гриппом
05:00
Видео
Работу расчетов ЗРПК «Панцирь-С» в курском приграничье показали на видео
04:52
WT: в ФБР готовятся к массовым увольнениям при Трампе
04:22
Трамп опроверг планы взять в свою администрацию Хейли и Помпео
04:09
Неизвестные от лица властей Йемена потребовали у судна сменить курс
03:17
МИД Судана выразил надежду, что РФ защитит страну от давления Запада
03:16
«Хезболла» атаковала базу ЦАХАЛ в 55 км от границы с Ливаном
02:01
Центр Гамалеи начал работу над вакцинами на случай новых пандемий
01:31
Около 27 миллионов человек в США оказались в зоне пожарной тревоги
01:18
В Венгрии допустили перемены в ЕС после победы Трампа на выборах
Игра в цифры: почему ЦБ намерен увеличить штрафы для банков за навязывание допуслуг
© Игорь Зарембо, РИА Новости

Игра в цифры: почему ЦБ намерен увеличить штрафы для банков за навязывание допуслуг

Регулятор настаивает на том, что потребитель кредита должен быть полностью осведомлен о всех дополнительных услугах и комиссиях, а навязывать их по умолчанию будет запрещено.
19 ноября 2021, 21:47
Реклама
Игра в цифры: почему ЦБ намерен увеличить штрафы для банков за навязывание допуслуг
© Игорь Зарембо, РИА Новости

Центробанк намерен увеличить штрафы за навязывание услуг при выдаче кредитов. Прежде чем подписать договор, заемщики должны видеть все скрытые комиссии и платежи. Об этом заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. Ноутбук для Антона - инструмент для работы. Старый вышел из строя, на новый в магазине объявили заманчивую акцию - «беспроцентная рассрочка». Менеджеры заверяли, что переплаты не будет, а от всех лишних услуг Антон сможет отказаться позже.

«Я говорю, что нужно все это убрать. Нам девушка говорит писать заявление. Я говорю, чтобы нам наши экземпляры отдали. Она говорит, что нет и чтобы мы не переживали, у них все пройдет через личный кабинет. Проходит время, мы платим кредит, думаем, что все обнулится. И наступает пандемия, никуда попасть не можем, через личный кабинет не можем достучаться» - сетует Антон Толмачев.

Юристы рассказывают, что с жалобами на навязанные страховки, ненужные сервисы, платное оповещение клиенты кредитных организаций обращаются все чаще.

«Менеджеры, которые продают кредитные договора, практически вводят в заблуждение и говорят о том, что это будет влиять на ставку, но только страхование жизни при кредите влияет на ставку. Фактически в тело кредита зашивают дополнительные услуги. Человек брал миллион, а ему говорят, что у вас тут страховка и общая переплата будет два миллиона и на общую ставку не повлияет», - объяснил гендиректор юридической компании Алексей Петропольский.

Бороться с так называемым мисселингом - навязыванием лишних платных услуг решил Центробанк.

«Люди часто обманываются. Ставки в банке в итоге оказываются выше. Или через дополнительные соглашения или за счет навязанных опций, скрытых комиссий. Мы с этим боремся. На наш взгляд, нужно повышать штрафы за недобросовестную продажу, за мисселинг, далее нужно рассчитывать полную стоимость кредита таким образом, чтобы люди видели все скрытые комиссии и платежи. Для нас защита прав граждан в отношениях с финансовыми организациями - это абсолютный приоритет и сейчас, когда инфляция выше цели, мы действуем даже более жестко, чем раньше», - заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

Борьба с навязанными опциями - новый шаг после масштабной зачистки банковского сектора. Страховки, оповещения, пакеты всевозможных услуг могут обходиться потребителям едва ли не в половину суммы. При этом представители крупных банков поясняют, такая ситуация больше характерна для тех, кто работает в секторе так называемого посткредитования. Например, на продажах в кредит бытовой техники.

«Выйдя за пределы магазина холодильник может быть перепродан за полцены и кредит превращается в невозвратный, такие случаи есть. Чтобы минимизировать потери от таких ситуаций, банки страхуются повышенной доходностью. Предлагают дополнительные платные услуги. Я бы разделил два этих сегмента - кредитование людей случайных, эмоциональные покупки и кредитование клиентов, которые более менее банку знакомы», - предложил управляющий филиалом банка Вячеслав Брюханов.

Право отказаться от ненужных страховок у заемщиков есть и сейчас, в двухнедельный срок после оформления кредита. Но уже с 30 декабря этого года вступают в силу изменения в федеральный закон, они позволят исключить из договора не только страховку, но и все остальные ненужные услуги. Кроме того, правки не позволят  банкам включать дополнительные опции по умолчанию.

«Да, сформулирован запрет, что автоматические галочки проставлять нельзя. Те галки о согласии на приобретение платных услуг, те отметки, которые ставятся в заявлении, их должен проставлять именно потребитель», - напомнил начальник отдела Службы по защите прав потребителей Банка России Евгений Прончатов.

Банки настаивают на необходимости внимательно изучать договор. Оспорить уже подписанные документы потребителям непросто. Но правозащитники парируют - клиент, если и не всегда прав, то в любом случае, нуждается в защите.

«Это вина продукта, который был продан не тому человеку, вина рекламы и государства, что вовремя не защитило. Нет систем, которые защищали бы от мисселинга. Надо развивать ответственное кредитование, есть куча рекомендаций в этом плане. Мы считаем, что за навязывание ответственность нужно вводить пропорциональную, чтобы не было так, что я заплатил штраф, дальше идет. И только так будет нормально, когда второй раз нарушили, дальше лишение лицензии или выше штраф», - уверена руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Следить за тем, насколько тщательно банки исполняют требования федерального закона будут «тайные покупатели». В случае, если на сайте Центробанка накопится критическая масса жалоб на услуги организации, представители регулятора отправятся за услугой «под прикрытием», чтобы лично убедиться в нарушениях. Защитить потребителей хотят и от аппетитов владельцев микрокредитных организаций. Текущую максимальную ставку - 1% в сутки намерены пересмотреть и снизить.

Реклама
Реклама