Лента новостей
Лента новостей
00:03
Захарова сообщила, что дипломаты выехали к месту ЧП с SSJ-100 в Турции
00:01
ЦИК: на выборах президента Румынии лидирует Марчел Чолаку
23:51
Видео
Минтранс Турции: из загоревшегося SSJ-100 эвакуировали 95 человек
23:30
Из загоревшегося самолета в Анталье эвакуировали 79 пассажиров
23:24
Росавиация: при возгорании Superjet 100 в Турции погибших нет
22:38
В аэропорту Антальи загорелся самолет из Сочи
22:15
Конгрессмен Уолц заявил, что ВСУ не будут атаковать Москву ракетами ATACMS
21:44
«Хезболла» заявила об ударе по базе ВМС Израиля около Хайфы
21:23
В Тбилиси за день до созыва парламента начался митинг оппозиции
20:56
Композитор Павел Карманов скончался в возрасте 54 лет
20:24
В Московский зоопарк привезли огромного осьминога из Приморского края
19:57
В результате атаки ЦАХАЛ по центру Бейрута погибли 29 человек
19:28
Видео
Под пулями и дронами: родители бойцов рассказали о доставке обедов на передовую
18:50
Через три года в РФ маткапитал достигнет миллиона рублей
18:10
Видео
Эксперт рассказал об уловке продавцов во время «Черной пятницы»
17:29
Видео
Cиловики показали задержание стрелка из Маркса
16:55
Путин созвонился с Эрдоганом, чтобы обсудить вопросы экономики
16:29
Путин посчитал свое предупреждение Западу достаточно ясным и понятным
Игра в цифры: почему ЦБ намерен увеличить штрафы для банков за навязывание допуслуг
© Игорь Зарембо, РИА Новости

Игра в цифры: почему ЦБ намерен увеличить штрафы для банков за навязывание допуслуг

Регулятор настаивает на том, что потребитель кредита должен быть полностью осведомлен о всех дополнительных услугах и комиссиях, а навязывать их по умолчанию будет запрещено.
19 ноября 2021, 21:47
Реклама
Игра в цифры: почему ЦБ намерен увеличить штрафы для банков за навязывание допуслуг
© Игорь Зарембо, РИА Новости

Центробанк намерен увеличить штрафы за навязывание услуг при выдаче кредитов. Прежде чем подписать договор, заемщики должны видеть все скрытые комиссии и платежи. Об этом заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. Ноутбук для Антона - инструмент для работы. Старый вышел из строя, на новый в магазине объявили заманчивую акцию - «беспроцентная рассрочка». Менеджеры заверяли, что переплаты не будет, а от всех лишних услуг Антон сможет отказаться позже.

«Я говорю, что нужно все это убрать. Нам девушка говорит писать заявление. Я говорю, чтобы нам наши экземпляры отдали. Она говорит, что нет и чтобы мы не переживали, у них все пройдет через личный кабинет. Проходит время, мы платим кредит, думаем, что все обнулится. И наступает пандемия, никуда попасть не можем, через личный кабинет не можем достучаться» - сетует Антон Толмачев.

Юристы рассказывают, что с жалобами на навязанные страховки, ненужные сервисы, платное оповещение клиенты кредитных организаций обращаются все чаще.

«Менеджеры, которые продают кредитные договора, практически вводят в заблуждение и говорят о том, что это будет влиять на ставку, но только страхование жизни при кредите влияет на ставку. Фактически в тело кредита зашивают дополнительные услуги. Человек брал миллион, а ему говорят, что у вас тут страховка и общая переплата будет два миллиона и на общую ставку не повлияет», - объяснил гендиректор юридической компании Алексей Петропольский.

Бороться с так называемым мисселингом - навязыванием лишних платных услуг решил Центробанк.

«Люди часто обманываются. Ставки в банке в итоге оказываются выше. Или через дополнительные соглашения или за счет навязанных опций, скрытых комиссий. Мы с этим боремся. На наш взгляд, нужно повышать штрафы за недобросовестную продажу, за мисселинг, далее нужно рассчитывать полную стоимость кредита таким образом, чтобы люди видели все скрытые комиссии и платежи. Для нас защита прав граждан в отношениях с финансовыми организациями - это абсолютный приоритет и сейчас, когда инфляция выше цели, мы действуем даже более жестко, чем раньше», - заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

Борьба с навязанными опциями - новый шаг после масштабной зачистки банковского сектора. Страховки, оповещения, пакеты всевозможных услуг могут обходиться потребителям едва ли не в половину суммы. При этом представители крупных банков поясняют, такая ситуация больше характерна для тех, кто работает в секторе так называемого посткредитования. Например, на продажах в кредит бытовой техники.

«Выйдя за пределы магазина холодильник может быть перепродан за полцены и кредит превращается в невозвратный, такие случаи есть. Чтобы минимизировать потери от таких ситуаций, банки страхуются повышенной доходностью. Предлагают дополнительные платные услуги. Я бы разделил два этих сегмента - кредитование людей случайных, эмоциональные покупки и кредитование клиентов, которые более менее банку знакомы», - предложил управляющий филиалом банка Вячеслав Брюханов.

Право отказаться от ненужных страховок у заемщиков есть и сейчас, в двухнедельный срок после оформления кредита. Но уже с 30 декабря этого года вступают в силу изменения в федеральный закон, они позволят исключить из договора не только страховку, но и все остальные ненужные услуги. Кроме того, правки не позволят  банкам включать дополнительные опции по умолчанию.

«Да, сформулирован запрет, что автоматические галочки проставлять нельзя. Те галки о согласии на приобретение платных услуг, те отметки, которые ставятся в заявлении, их должен проставлять именно потребитель», - напомнил начальник отдела Службы по защите прав потребителей Банка России Евгений Прончатов.

Банки настаивают на необходимости внимательно изучать договор. Оспорить уже подписанные документы потребителям непросто. Но правозащитники парируют - клиент, если и не всегда прав, то в любом случае, нуждается в защите.

«Это вина продукта, который был продан не тому человеку, вина рекламы и государства, что вовремя не защитило. Нет систем, которые защищали бы от мисселинга. Надо развивать ответственное кредитование, есть куча рекомендаций в этом плане. Мы считаем, что за навязывание ответственность нужно вводить пропорциональную, чтобы не было так, что я заплатил штраф, дальше идет. И только так будет нормально, когда второй раз нарушили, дальше лишение лицензии или выше штраф», - уверена руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Следить за тем, насколько тщательно банки исполняют требования федерального закона будут «тайные покупатели». В случае, если на сайте Центробанка накопится критическая масса жалоб на услуги организации, представители регулятора отправятся за услугой «под прикрытием», чтобы лично убедиться в нарушениях. Защитить потребителей хотят и от аппетитов владельцев микрокредитных организаций. Текущую максимальную ставку - 1% в сутки намерены пересмотреть и снизить.

Реклама
Реклама