Замороженные семена и «борщевой набор»: как российское сельское хозяйство противостоит западным санкциям
В специальных «криотанках» при температуре -183 градуса, в парах жидкого азота сотрудники Всероссийского института генетических ресурсов растения хранят черенки и пыльцу плодовых культур. Несмотря на глубокую заморозку, образцы вишен, яблонь и персиков остаются «живым» и их в любой момент можно запустить в селекционную работу.
«Здесь сохраняется генетическая стабильность данных образцов, и теоретически, этот материал может храниться очень долго», - рассказывает вед.специалист лаборатории длительного хранения генофонда растений Мария Ерастенкова, подчеркивая, что несмотря на замороженное состояние, семена жизнеспособность семян сохраняется на высоком уровне.
Хранилища института - основа продовольственной безопасности страны. Уникальную коллекцию Николай Вавилов начал собирать более 100 лет назад, когда еще не использовали химикаты. Здесь хранятся образцы растений, которых больше нет нигде в мире. В генетическом банке института при постоянной температуре -10 хранятся более 400 тыс. образцов различных семян.
По поручению президента России на базе петербургского института создается Национальный Центр генетических ресурсов растений. Его задача - сохранить стратегический запас, который можно использовать для выведения новых сортов, приспособленных для климата и почвенных особенностей разных регионов страны.
«Что мы видели в последнее время - некий тренд на лежкость, транспортабельность, сейчас этот тренд должен поменяться и селекция на качество выходит на первое место. И тогда мы сможем снова увидеть на прилавках вкусные помидоры, огурцы и отечественную картошку», - отмечает заместитель директора ВИР им. Вавилова Юлия Ухатова.
Чего скрывать, мы давно привыкли к египетской картошке, турецким помидорам и чилийским яблокам, как будто у нас все это нельзя вырастить. С 90-х наше сельское хозяйство стало зависеть от импорта, причем не только готовых овощей и фруктов, но и семян.
В Дагестанской опытной станции круглый год выращивают «борщевой набор» - капусту, свеклу, морковь и лук. Здесь уверены, условия для селекции семян не хуже, чем в Италии или Австралии, просто нужно восстановить все то, что было утрачено после «развала» Советского Союза. И экономические санкции против России - возможность избавиться от импортной зависимости.
«Понятно, что это была не помощь, они просто сажали нас на определенный крючок, чтобы в нужное для них время, нам диктовать свои условия. Поэтому нам необходимо возрождать свое», - полагает директор Дагестанской опытной станции ВИР им. Вавилова Киштили Куркиев.
На полях Ростовской области новая российская техника сеет отечественный горох. Здесь зима тоже долго не хотела уходить, но теперь, как говорят фермеры, «земля подошла» - работа идет с утра до вечера и никакие санкции ей не помеха.
«Мы все имеем свое и не боимся никаких санкций. Мы это уже проходили, сейчас перестраиваемся, заниматься будем производством семян своих, получать семена высших репродукций. От импортных семян будем уходить они нам и не нужны будут», - рассказывает директор опытной станции «Экспериментальная» Валерий Солод
Отечественной пшеницей и бобовыми культурами российские сельхозпроизводители на этот год полностью обеспечены, идет освоение селекции кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы. А значит, уже скоро привычные импортные продукты в наших магазинах заменят свои, российские. И они окажутся вкуснее.