Прочувствовать трагедию: как прошел пресс-тур иностранных журналистов в Мариуполе
Пресс-тур для иностранных журналистов в Мариуполе начинается со школы, которую в Донецке обстреляли из РСЗО «Смерч». Ударили по ней утром понедельника, школьники были на онлайн-обучении, но преподаватели находились на рабочих местах.
«Сразу крики, стоны, школа наполнилась какими-то непонятными звуками. Я выскочила в коридор - навстречу бежали молодые учителя, окровавленные учителя», - вспоминает директор Ольга Рачинская.
Два человека погибли, десять раненых. Каждый день в Донецкой народной республике новые жертвы. После поставки украинской армии западного вооружения снаряды падают везде и постоянно, в городе не осталось безопасных районов.
«На телевидении мы смотрим - это просто картина, а здесь мы чувствуем, чувствуем эту трагедию. Ударить по гражданскому объекту, где дети учатся, ударить ракетой - это большая трагедия», - говорит журналист из Индии Раммешвар Сингх.
По территории «Азовстали» передвигаются следующим образом: сначала идет группа спецназа, и только когда бойцы дают добро, журналисты двигаются дальше. На предприятии экскурсия уходит под землю. Всего на один уровень, а таких - еще как минимум четыре.
В бетонных лабиринтах - многокилометровая система ходов. В помещениях - нары, флаги полка «Азов»*, на стене дартс с портретом президента Украины Владимира Зеленского. Здесь же противотанковые и зенитно-ракетные системы иностранного производства.
«Это американский Javelin, это - шведский AT4, это - британский NLAW», - перечисляет журналист из США Джон Марк Дуган.
В оружии он разбирается, сам четыре года служил в морской пехоте.
«Это все равно, что поставлять оружие террористам из ИГИЛ** или других группировок. Это немыслимо. Донецк - красивый город, я уверен, Мариуполь тоже был красивым городом, и видеть, что американское оружие причастно к разрушениям, честно признаюсь, из-за этого чувствую себя виноватым как американец, что наше правительство причастно к этому», - говорит он.
Причастно не только правительство. На стороне националистов здесь воевали иностранные наемники. Двух британцев к смертной казни за наемничество и терроризм приговорил Верховный суд Донецкой народной республики. У британского журналиста Грэма Филлипса нет ни капли сочувствия к таким соотечественникам.
«Бандеровец мне не земляк. Я их презираю, ненавижу, не считаю их соотечественниками», - заявляет он.
На сцене филармонии репетируют артисты мариупольского драмтеатра, здание которого было полностью разрушено взрывом. Пока в работе только треть театральной труппы, но многие артисты уже возвращаются в город. Кроме зарплаты, предлагают новый репертуар: в русскоговорящем городе за минувший год не было ни одной русской постановки.
«Мы очень счастливы, что будет меняться репертуарный план. Надеемся, что те наши желания ставить классику, ставить русскую классику, что это состоится наконец-таки, что будет материал, на котором есть актерам над чем работать, расти, развиваться», - говорит ассистент режиссера Людмила Хлыбова.
Новый сезон мариупольский драмтеатр откроет постановкой Чехова - 10 сентября, в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
*Отдельный отряд специального назначения «Азов» - организация, против членов которой в РФ возбуждены уголовные дела.
**ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство») - запрещенная в России террористическая организация.