«Черный день для израильской демократии»: как страна реагирует на судебную реформу
«Черный день для израильской демократии» – с такими заголовками сегодня утром вышли ведущие газеты страны. Черный цвет на первой полосе. Ниже подпись: «Локомотив Израиля не сдается». Ее оставили и оплатили, как отмечает Jerusalem Post, представители IT-отрасли – в знак протеста против судебной реформы. Второй день на улицах скандируют лозунги «Демократия или восстание».
Настоящий хаос - во всех крупных городах. Ночь тоже выдалась неспокойной: горящие покрышки, перевернутые автомобили, стрельба и десятки раненых. Недалеко от города Кфар-Сава машина въехала в толпу демонстрантов – серьезно пострадали три человека.
Всеобщей забастовкой угрожают профсоюзы, резервисты намерены отказаться от добровольческой службы в армии. А ряд больниц и врачей Израиля уже приостановили работу на 24 часа и перешли в так называемый «режим Шаббат» - график выходного дня. Задержаны полсотни человек.
Протестующие уверены, реформа приведет к снижению судебного контроля за решениями правительства, а суды - потеряют независимость.
«Политическая ситуация в Израиле такова, что есть лидер, у которого проблемы с законом, на нем висят дела, и он хочет перевернуть всю систему и превратить Израиль из демократии в диктатуру. На это граждане Израиля - всех национальностей, со всей страны - говорят ему "Нет! Мы не дадим этому случиться!"» - говорит Ниран, протестующий.
Противники уже заявили, что будут оспаривать новый закон, а лидер оппозиции Яир Лапид, считает, государство - на грани краха.
«Эти экстремисты обнимаются, позируют на камеру, празднуя разрушение единства нашего народа. Они празднуют момент, когда им удалось отправить на свалку истории все, что соединяет нас», - комментирует Лапид.
О проведении непопулярной реформы в Израиле, где нет конституции, а Верховный суд определяет законность решений правительства, кабинет Нетаньяху объявил в марте. Сразу же после того, как премьер в третий раз возглавил правительство. Тогда же под давлением общественности Нетаньяху согласился отложить реформу и пошел на переговоры с оппозицией. Теперь же он вновь возвращается к законопроекту.
«Сегодня мы предприняли необходимый демократический шаг, направленный на восстановление баланса между ветвями власти, который был на протяжении 50 лет», - выразил позицию премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Страны Евросоюза и Великобритания, напротив же, выразили озабоченность по поводу «недемократических шагов» Тель-Авива. В несвойственной себе манере решение союзника осудили и в Вашингтоне, назвав его неудачным. И следом же на брифинге пресс-секретарь Белого Дома Карин Жан-Пьер поспешила заявить о «железобетонных» отношениях двух стран.
«Президент Байден многие десятилетия был другом Израиля и остаётся им, для него это глубоко личные отношения. Мы продолжим работать с нашими израильскими партнерами, чтобы упрочить особую связь между нами», - сказала Жан-Пьер.
При этом сам же президент США Джо Байден накануне призывал Нетаньяху не спешить с проведением реформы, которая может расколоть общество. Тель-Авив и Вашингтон и без того переживают напряженный период.
«Похоже, что нынешний проект реформы судебной системы только усиливает разделение, а не преодолевает его. Учитывая все те угрозы и вызовы, с которыми сталкивается сейчас Израиль, не вижу смысла спешить с этой реформой: все внимание должно быть на достижении единства и поиске консенсуса", - отметил Байден.
Но боясь потерять поддержку главной правой партии страны, Нетаньяху вновь возвращается к реформе. Ведь если коалиция развалится, то он может потерять власть, и не исключено, что окажется перед судом – премьер проходит сразу по трем уголовным делам.
«Идет борьба между личными интересами правительства и депутатов, а также ломание всей юридической и законодательной системы Израиля. Потому что над правительством нет инстанции, чтобы его контролировать», - попытался объяснить ситуацию эксперт по национальной безопасности и международным отношениям Тель-Авивского университета.
В то же время, протестующие и оппозиция Израиля готовы идти до конца. Компромиссов не потерпят, а с улиц уйдут, только когда судебную реформу полностью отменят.