Лента новостей
Лента новостей
01:10
Радио Звезда победило в двух номинациях на конкурсе «Радиомания»
01:07
ЦАХАЛ призвали жителей южного пригорода Бейрута эвакуироваться
00:36
ВСУ девять раз за сутки обстреляли территорию ДНР
00:08
В Госдепе признали попытки США помешать отношениям между РФ и Китаем
00:02
Мичман 48 часов не сходил с командного мостика в боях за остров Даго в ВОВ
23:33
В ЮНЕСКО не утвердили доклад без упоминания погибших журналистов из РФ
22:44
Видео
Пулеметчик показал быстро зачищенный от ВСУ поселок в Курской области
21:48
Макгрегора признали виновным в изнасиловании
21:28
За три недели справки участника СВО получили более 115 тысяч бойцов
20:37
Видео
Путин объявил о начале серийного производства ракет «Орешник»
20:15
Видео
Каракаев: «Орешник» способен поразить цели во всей Европе
19:42
Видео
Путин: ракета «Орешник» является современной, новейшей разработкой
19:41
Видео
Путин: Россия будет продолжать испытания таких систем, как «Орешник»
18:54
Видео
В Москве прошло заседание Совета по защите интересов РФ в Арктике
18:52
Видео
Лавров заявил, что Зеленский испугался пуска Россией «Орешника»
18:45
В Курской области легковой автомобиль наехал на мину
18:21
Кабмин РФ досрочно отменит запрет на экспорт российского бензина
17:50
Видео
В МО РФ обсудили межведомственное взаимодействие в интересах обороны
Потомки героев-челюскинцев рассказали об уникальной спасательной операции
© РИА Новости

Потомки героев-челюскинцев рассказали об уникальной спасательной операции

13 февраля 2024 года исполнилось 90 лет с начала операции по спасению экипажа парохода «Челюскин».
Реклама
Потомки героев-челюскинцев рассказали об уникальной спасательной операции
© РИА Новости

Ровно 90 лет назад затонул пароход «Челюскин», который отрабатывал схему доставки грузов по Северному морскому пути. Все члены экипажа спаслись. Два месяца они дрейфовали на льдине. И после этого началась операция по спасению, которая стала более легендарной, чем сам поход. Всех эвакуировали на материк самолетами. Полярников наградили орденами Красной Звезды, а летчики стали первыми Героями Советского Союза. Андрей Лазарев продолжит.

По-настоящему уникальный по тем временам проект! В 1933-м году экипаж легендарного парохода «Челюскин» решается на небывалую экспедицию. Ему предстояло за один сезон навигации пройти от Ленинграда до Владивостока. Рискованный поход, который начался в августе, возглавил начальник Главного Северного морского пути, математик Отто Шмидт. На борту находились более ста человек, включая десять женщин и детей. Целых три месяца «Челюскин» бороздил арктические льды сам. А потом уже льды диктовали курс кораблю. Но в Чукотском море судно было буквально раздавлено. 13 февраля Челюскин затонул.

«Ушел он под воду за два часа. Бочки всплыли, комплекты, что дало возможность построить. Сначала были палатки поставлены, потом пищеблок, а потом уже поставили барак на 50 человек», - рассказывает заслуженный врач России Федор Шмидт, внук Героя Советского союза, начальника экспедиции Отто Шмидта.

На льдине в темноте полярной ночи оказались 104 человека. Два месяца они жили в лагере, наладили быт. И все в это в условиях шквального ветра и жутких морозов до 50 градусов. Но едва удалось поставить антенну и наладить связь, радист экспедиции Эрнст Кренкель сообщил о трагедии на материк. Люди знали. Их найдут. Их спасут.

«Первый в мире сделал такой рекорд связи на расстоянии 20 000 километров между Северным и Южным полюсом. То есть такое расстояние никто никогда не преодолевал. Кстати, аппаратура там была достаточно простая. Не очень мощная», - пояснил Евгений Суховерхов, руководитель музея радиолюбительства имени Э.Т. Кренкеля музейного комплекса радиоэлектроники колледжа связи № 54 имени П.М. Вострухина.

В музее радиолюбительства имени Кренкеля сохранилось множество материалов из жизни и работы радиста. Записи, документы, фотографии, награды и конечно аппаратура.

На одном из снимков та самая радиостанция, с помощью которой Эрнест Кренкель связался с материком, ее самой к сожалению не сохранилось. Зато у музее есть уникальный справочник радиокодов, который был у радиста при себе в те дни.

В музее часто бывает сын легендарного радиста Теодор Кренкель. Он в мельчайших подробностях знает важнейший эпизод в жизни отца.

«Мой отец наладил связь с землей когда произошла авария. Позывной места был Лагерь Шмидта. Направление, куда лететь, показывал Михаил Сергеевич Бабушкин, прилетевший на гидросамолете. Как таковой навигации не было, он просто сказал - вот туда 150 км. Связь была налажена сразу с 14 февраля», - рассказал доцент Московского технического университета связи и информатики Теодор Кренкель, сын героя Советского союза, полярного радиста №1 Э.Т. Кренкеля.

А в Москве сразу после получения радиосигнала была сформирована правительственная комиссия по спасению участников экспедиции. Об этой операции говорят еще громче, чем о самом походе. В лагере прямо на льду подготовили 400 метров посадочной полосы.

«28 безуспешных вылетов. Только на 29, который был 5 марта, то есть уже 5 марта они уже две недели были на льдине, нашел сел и вывезли женщин и детей», - рассказал заслуженный врач России Федор Шмидт, внук Героя Советского союза, начальника экспедиции Отто Шмидта.

Этим летчиком был Александр Лебедевский, на самолете АН -4 он забрал 10 человек. Но большую часть экипажа со льдины вывозили на самолете Р-5. Именно на нем прилетел за участниками экспедиции Михаил Водопьянов. Храбрейший летчик сам вызвался принять участие в операции по спасению в Чукотском море.

«Он хотел совершить перелет в 1933 году и, к сожалению, на озере Байкал он со своим механиком потерпел катастрофу. Механик погиб, он тяжелые травмы получил, удивительно, как он выжил, даже просто, и на тот момент, когда случилась гибель «Челюскина», он уже восстановился более менее. Конечно, для него это был такой позыв, стал писать в газету «Правда», что я готов лететь», - рассказала общественный деятель, член РГО Светлана Болдырева, правнучка героя Советского Союза, полярного летчика Михаила Водопьянова.

Спасти всех со льдины удалось в апреле 1934 года. Эта операция потрясла весь мир. Все семеро летчиков, в числе которых был и Михаил Водопьянов, первыми были удостоены учрежденного той же весной звания Героя Советского Союза. Но и экспедиция смогла доказать: Cеверный морской путь, несомненно, работает, и не только для ледоколов. Тем более, что освоение маршрутов экономически выгодно для страны. В первую очередь для снабжения Дальнего Востока и Сибири всем необходимым.

Реклама
Реклама