Тайну гибели первой советской подлодки «Декабрист» раскроют спустя 85 лет
Телеуправляемый аппарат, большой 3-тонный робот, бережно, несмотря на габариты, кладет венок и уходит под воду с табличкой в руке-манипуляторе. В память о 55 моряках-подводниках, экипаже подлодки Д-1, погибшей здесь в 1940-м году.
Скорость погружения два метра в секунду. Обычно в три раза выше. Но на Севере холодно, и гидравлика подмерзает.
Специалисты начинают обследование подводной лодки. За контроллером - своего рода штурвалом - Герман Прозоров. С палубы судна он управляет аппаратом на глубине 256 метров. Ведет его вдоль корпуса.
«Эта работа требует высокой собранности и терпения», - говорит руководитель группы телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.
Медленно и аккуратно аппарат лавирует меж косяков трески, сохраняя дистанцию, чтобы не повредить обшивку. Это носовая часть, а вот кормовая, примерно 25 метров, то есть треть корабля, отсутствует.
Д-1 затонула 85 лет назад. Официально причиной гибели стало превышение предельной глубины погружения. Но есть и неофициальные версии.
Дизель-электрическая лодка «Декабрист» - подлодка-первенец. Именно она положила начало советскому подводному флоту. Войдя в состав ВМФ в 1930 году, на Севере прослужила 10 лет. На ее счету дальние походы - в Белое море, к Новой Земле, к мысу Нордкап.
13 ноября 1940 года экипаж под командованием Федора Ельтищева вышел в Мотовский залив Баренцева моря для проведения, по сути, рядовой учебной стрельбы. Тогда береговые наблюдатели видели лодку в последний раз.
«Они все еще молодые, живые, здоровые, полны планов и надежд. От этой мысли наворачиваются слезы на глаза, до дрожи просто. У людей сколько планов было для жизни», - говорит внучка командира ДЭПЛ «Д-1» Юлия Веселова.
Уникальная фотография 1934 года. На ней выпускники училища имени Фрунзе и Федор Ельтищев, будущий командир Д-1, дедушка Юлии Веселовой, которого она знает по рассказам бабушки и отца, продолжателя военной династии. А теперь у Юлии есть личное дело дедушки-командира и надежда на то, что тайна гибели подводников будет раскрыта.
«Снова память всколыхнулась. Спасибо огромное, теперь я в вашей команде, всем сердцем и всей душой, вся с вами», - говорит Юлия.
Начальник отдела гидрографической службы Северного флота Алексей Корнис показывает: на схеме есть места обнаружения пятен мазута и крупных магнитных аномалий.
Подлодку не искали лишь в годы Великой Отечественной. Но выйти на след гидрографы смогли только в 2003-м. Теперь благодаря проекту фонда «Люди моря» есть возможность тщательно исследовать Д-1, чтобы установить точную причину гибели.
«Скорее всего, сдетонировали торпеды, которые находятся в кормовой части подводной лодки», - предполагает Алексей Корнис.
В помощь специалистам при обследовании подлодки - камера, «Гидра», как ее называют. Она может работать на глубине до 3 тысяч метров - делать снимки высокого разрешения.
«Мы ее полностью всю сканируем, до мельчайших подробностей. Все углы, все поворотики. То есть мы можем рассмотреть любые трещинки, зазоры, неровности и так далее», - рассказывает руководитель группы дистанционного зондирования Земли Владимир Катасонов.
Впереди минимум 48 часов работы. Галс за галсом «Гидра» пройдет вдоль всего корпуса, сделает порядка 50 тысяч фото. Они станут основой будущей 3D-модели подводной лодки с глубиной детализации менее одного сантиметра.
«Вся морская живность здесь просматривается, сети вот, пожалуйста. Опять же, если сравнивать просто визуальную съемку с ТНПА - она не предоставляет возможности оценить всю целиком и полностью ситуацию, которая произошла с тем или иным объектом», - показывает руководитель сектора метрологических измерений и подводной фотограмметрии Дмитрий Спирков.
До этого уже создали трехмерную модель, цифровой «двойник» М-49 «Малютка». Летом подлодку обследовали в заливе Петра Великого на Дальнем Востоке. Ее, как и Д-1 по готовности, можно найти на ГИС-портале «Россия - от моря до моря».
«Мы говорим о нашем культурном коде, культурном наследии. Само собой, нас интересует в большей степени дань уважения и памяти тем людям, которые защищали нашу Родину. Ведь это тоже защитники Родины, офицеры, матросы, которые во время боевой подготовки отдали свои жизни», - говорит президент Фонда «Люди моря» Артем Мельников.
Сегодня со дна Баренцева моря на месте гибели подводной лодки Д-1 специалисты берут пробы воды и грунта. Капсулы с ними передадут в музеи Мурманска и Петербурга.