«Ракушка» для РХБЗ: главное о новой спецмашине российской армии
На сегодняшний день в российских ВДВ на вооружении войск РХБЗ стоит разведывательная химическая машина РХМ-5, принятая на вооружение всего пять лет назад. И та и другая машина предназначена для ведения радиационной, химической и биологической разведки местности, находясь в боевых порядках парашютно-десантных, десантно-штурмовых или разведывательно-десантных подразделений.
Судя по всему, специальное оборудование РХМ-5М по составу мало чем отличается от оборудования РХМ-5. Оно позволяет экипажу машины дистанционно обнаруживать наличие отравляющих веществ в воздухе, вести радиационную, химическую и биологическую разведку с последующим нанесением обстановки на электронную карту местности и передавать данные специальной разведки в вышестоящие органы управления в автоматизированной системе управления войсками. Так в чем же основные различия двух РХМ, принятых на вооружение войск РХБЗ ВДВ с промежутком всего пять лет?
Главное отличие – это база. РХМ-5М для ВДВ создана на унифицированном базовом шасси БТР–МДМ «Ракушка-М», прежняя машина – РХМ-5 – была на базе боевой машины десанта БМД-3. Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в 1990-х годах в российском оборонно-промышленном комплексе и на Волгоградском тракторном заводе (ВГТЗ) в частности, не позволила развернуть крупносерийное производство боевой машины десанта БМД-3, принятой на вооружение в 1990 году. В 1998 году серийное производство БМД-3 прекратилось вовсе.
Таким образом, поддерживать боеготовность машины, основная часть узлов и агрегатов которой больше не производится, стало проблематичным. К тому же, еще в ходе создания БМД-3 и машин на ее базе, таких как БТР-МД «Ракушка», был выявлен серьезный недостаток – недостаточная надежность силовой установки, а именно дизеля 2В-06-02. Кроме того, заводы изготовители шасси – ВГТЗ и силовой установки – ЧТЗ никак не могли организовать их крупносерийное производство.
В начале 2000-х в инициативном порядке под руководством главного конструктора курганского Специального конструкторского бюро машиностроения (СКБМ) Александра Никонова силами конструкторских коллективов СКБМ и ВМК Волгоградского тракторного завода были начаты работы по проработке базы БМД-3. Целью этого проекта конструкторы ставили максимально унифицировать системы, узлы и агрегаты боевых машин БМД-4 и БМП-3, прежде всего по силовой установке, трансмиссии и ходовой части.
Параллельно с разработкой новой боевой машины десанта велась разработка нового десантируемого бронетранспортера на ее базе, который должен был заменить стоявший на вооружении ВДВ БТР-Д.
Конструкторский коллектив курганского СКБМ на базе БМД-4М разработал новый бронетранспортер для ВДВ – БТР-МДМ «Ракушка-М». На БТР-МДМ «Ракушка-М» установлены заимствованные у боевой машины пехоты БМП-3 двигатель и трансмиссия, ходовая часть, водометные движители, водооткачивающие средства, системы управления, электрооборудование, пневмооборудование, приборы наблюдения, средства коллективной защиты, противопожарное оборудование, средства маскировки, оборудование для установки средств десантирования. Еще одной особенностью бронетранспортера БТР-МДМ является наличие на машине современной информационно-управляющей системы шасси.
БТР-МДМ имеет сварной корпус рубочного типа с высокими бортами и плоской крышей, выполненный из листов алюминиевой брони. Внутренний забронированный объем машины позволяет разместить и транспортировать в ней до 15 десантников, включая двух членов экипажа. Для этого в средней части машины по бортам расположены двухместные кресла для десанта, по три с каждого борта. Кроме того, по бортам закреплены кронштейны для размещения носилок с ранеными. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части машины.
Над рабочим местом командира машины на крыше смонтирована командирская башенка с дистанционно управляемой пулеметной установкой с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Прицельный комплекс командира-наводчика обеспечивает наблюдение за местностью и ведение стрельбы из пулемета без выхода из машины.
При массе 13,5 т машина остается авиатранспортабельной и амфибийной. Мощный дизель способен разогнать БТР-МДМ до максимальной скорости по шоссе – 70 км/ч, и, видимо, это не предел.
Глядя, как машина носилась по пересеченной местности на полигоне, некоторые специалисты в шутку обозвали «Ракушку-М» «бешеной улиткой». На плаву машина способна развить скорость до 10 км/ч, а запас хода по шоссе составляет 500 км. Такие высокие динамические характеристики машине обеспечивает безнаддувный многотопливный дизель УТД-29 с эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем размещена гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей. Кстати, УТД-29 является, наверное, единственным в мире многотопливным двигателем, не имеющим наддува.
Но именно внутренний забронированный объем БТР-МДМ и предопределил универсальность использования этой машины.
Конструкция БТР-МДМ «Ракушка-М» обеспечивает возможность ее комплектации различным сменным оборудованием и использования в качестве базовой машины при разработке семейства образцов вооружения и военной техники ВДВ – командно-штабных, машин связи и управления, медицинских, самоходных противотанковых ракетных комплексов, разведывательных, тылового обеспечения и, естественно, машин специальной разведки, таких как РХМ, артиллерийской разведки, ПУ начальника ПВО, РЭБ и т. д. Как видим «первая ласточка» в виде РХМ-5М уже принята на вооружение. Как сообщили в МО РФ, серийная поставка машин химической и радиационной разведки РХМ-5М в войска начнется в 2018 году.