Искусство шуметь и перевоплощать: раскрыты секреты культовых картин «Ленфильма»
Легендарная киностудия «Ленфильм» сегодня отмечает 110 лет. За более чем вековую историю в ее стенах создали полторы тысяч картин, многие из них стали культовыми. На что пришлось пойти актрисе Анастасии Вертинской в подводных сценах в «Человеке-амфибии», кто создавал платье Элизабет Тейлор для первого советско-американского фильма «Синяя птица» и кто такие шумовики, узнал корреспондент «Звезды» Роман Закурдаев.
Впервые пошуметь в кино ему разрешил отец - легенда «Ленфильма», звукооформитель Эдгар Фигнер. С тех пор Сергей Фигнер уже больше 40 лет в этом творческом беспорядке. Где любой, казалось бы, уже бесполезный предмет делает кино по-настоящему живым. На его счету около 2 000 картин, где каждый скрип родной.
Здесь что ни вещь, то киноартефакт. Когда звукооформителям понадобится очередной характерный скрип, всегда под рукой фрагмент той самой клетки, в которой прятался от тигров актер Евгений Леонов в фильме «Полосатый рейс».
Есть часть рыцарского костюм из первой, цветной, широкоэкранной ленты «Ленфильма» «Дон Кихот» режиссера Григория Козинцева. И спустя десятки лет эти же доспехи гремят за кадром уже в фильме Алексея Германа «Трудно быть Богом».
Старейшая киностудия страны. За все эти 110 лет «Ленфильм» не изменил своему адресу на Петроградской стороне и сохранил особый почерк. Он задавал, как сейчас бы сказали, тренды и для советского кино, и для заокеанских коллег. Именитые режиссеры с Голливудских холмов с изумлением наблюдали, например, за волшебным подводным миром «Человека-амфибии», задаваясь вопросом, как они это сняли.
«Задерживали до последнего дыхание. Несколько секунд - и человек мог бы захлебнуться. Там дежурили люди с аквалангами, с загубниками, и они бросались в последний момент, чтобы Анастасия Вертинская подышала», - рассказал режиссер, историк кино Александр Поздняков.
Это как оказаться внутри кино - в музее «Ленфильма» бережно хранят реквизит к еще одной всенародно любимой картине - «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Английскую твидовую тройку или полуспортивную шотландку в черно-белую клетку ни с чем не перепутать, как и платье миссис Хадсон в исполнении Рины Зеленой.
На «Ленфильме» полвека назад снимали первый советско-американский музыкальный фильм-сказку «Синяя птица». Костюмы звездам Голливуда Элизабет Тейлор и Джейн Фонде шили мастерицы киностудии.
«В те годы, когда создавалось это платье, в Советском Союзе понятия не имели, что такое кристаллы Сваровски, поэтому вся эта мишура в несметном количестве была привезена из Америки», - объяснила экскурсовод киностудии «Ленфильм» Тамара Агаджанян.
Кроме плеяды выдающихся режиссеров, «Ленфильм» открыл не одно поколение талантливых актеров. А кого-то в свое время так и не разглядел. Народный артист России Юрий Стоянов до сих пор помнит свой кинодебют в фильме «Девушка и Гранд», а дальше классическая фраза «Мы вам перезвоним».
«Это были актерские карточки, а сзади была приписана одним великим режиссером на моей фотографии фраза "Артист с неопределенной внешностью". Это клеймо повисло на мне, и многие годы пришлось доказывать, что неопределенная внешность есть мой плюс, а не минус», - поделился воспоминаниями актер.
Валентина Хлистун выросла на «Ленфильме», ведь ее мама работала художником по гриму. Теперь она уже сама, овладев искусством перевоплощать, мгновенно создает образы. Накладные усы, чуть седины на висках, шрам на пол-лица - то ли герой, то ли злодей.
Киногрим - эта та еще химия. Пара спецрастворов - и ножевое ранение как настоящее. Они всегда за кадром, но без них не было бы и той самой магии кино и привычных персонажей.
«Благодаря прорисовке проявляются вот эти вот скулы, как у американских киногероев, как у Николаса Кейджа, которые отправляют нас к этим мачо. Мы думаем, какие мускулистые мужчины, а это все искусство грима!» - объяснила художник по гриму Валентина Хлистун.
Старый добрый «Ленфильм» даже с его отремонтированными длинными коридорами, новыми лицами и свежим, в том числе сериальным дыханием, кажется, все еще не теряет былой атмосферы и своей ленинградской исключительности. Его картины уже давно вне времени. Это как сейчас прикоснуться к замку из легендарной «Золушки» или, например, позвонить и услышать инженера Зилова, который в беспросветном одиночестве проводит свой «Отпуск в сентябре».