Перемены СССР в 1930-е годы: как повлияли репрессии на общество перед войной
В 1930-х годах, несмотря на возражения определённой части общества, детей в школах учили, что государство состоит из семей, как здание из кирпичиков, и чем крепче семья, тем прочнее всё государственное здание. О народной армии, возрождаемой в традиционном духе доблести и чести, говорили с любовью и уважением, что она призвана защищать наших детей, наши семьи, наше государство, то есть защищать Родину.
«Троцкий со своими единомышленниками был категорически против происходящих в стране перемен и "явно жаждал всё более интенсивного "углубления" революционной "переделки" жизни, в конце концов - полного уничтожения складывавшегося в течение столетий бытия России, пытаясь приписывать это устремление большинству её населения, которое будто бы возмущалось явлениями "реставрации"», - пишет В. В. Кожинов.
В противовес Троцкому Георгий Фёдоров писал в том же 1936 году: «Россия, несомненно, возрождается материально, технически, культурно… Школы подтянулись, и дисциплинировались. Нет, с этой стороны (разрушение семьи и идеала целомудрия - Л.М.) русскому народу не грозит гибель… строится, правда, очень элементарное, но уже нравственное воспитание. Порядок, аккуратность, выполнение долга, уважение к старшим, мораль обязанностей, а не прав - таково содержание нового послереволюционного нравственного кодекса. Нового в нём мало. Зато много того, что ещё недавно клеймилось как буржуазное… В значительной мере реставрировано десятословие (то есть десять христианских заповедей, - что, в противоположность Троцкому, Фёдоров приветствует - В. К.)… И тот коллектив, которому призвана служить личность, уже не узкий коллектив рабочего класса - или даже партии, а нации, родины, отечества, которые объявлены священными… Ребёнок и юноша поставлены непосредственно под воздействие благородных традиций русской литературы. Пушкин, Толстой - пусть вместе с Горьким - становятся воспитателями народа. Никогда ещё влияние Пушкина в России не было столь широким. Народ впервые нашёл своего поэта. Через него он открывает собственную свою историю. Он перестаёт чувствовать себя голым зачинателем новой жизни, будущее связывается с прошлым».
Георгий Фёдоров, как русский патриот, глубоко переживал за судьбу своей Родины и радовался её успехам в культурном и промышленном строительстве, и терзался сомнениями - выдержит ли советская Россия удар «просвещённой» Европы.
Правительство делало всё возможное для укрепления СССР. И. В. Сталин ещё в 1934 году сказал, что дело не в фашизме, а в «изменении политики Германии». Политика Гитлера не была новой, и её целью было стремление сокрушить Россию, как геополитическую силу. О борьбе с большевизмом Гитлер говорил в пропагандистских целях, как и вся остальная русофобствующая Европа и США.
Перед лицом надвигавшейся опасности теряли свою важность даже такие понятия, как революция, большевизм, коммунизм - самым важным понятием и смыслом жизни становилась тысячелетняя Россия во всей скорби своих страданий и величии своих побед, позволивших сохранить и жизнь нации, и огромное великое государство.
О такой России писал талантливейший русский поэт С.А. Есенин и писатели Михаил Булгаков, Иван Катаев, Леонид Леонов, Михаил Пришвин, Алексей Толстой, Вячеслав Шишков, Михаил Шолохов и другие. Именно эти писатели обогатили русскую литературу в довоенное время.
Но до конца 1930-х годов не им доставались лавры, а совсем другим, например, Демьяну Бедному-Придворову, которого Сталин «раскусил» ещё в конце 1930 года и написал Д. Бедному следующее письмо: «… стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.
И Вы хотите после этого, чтобы ЦК молчал! За кого Вы принимаете наш ЦК?
И Вы хотите, чтобы я молчал из-за того, что Вы, оказывается, питаете ко мне "биографическую нежность"! Как Вы наивны и до чего Вы мало знаете большевиков…».
Но Д. Бедный продолжал писать свои пьесы о нашем великом прошлом. Что из этого вышло видно из дневника Е. С. Булгаковой (жены Михаила Булгакова). "Е. С. Булгакова записала в своём дневнике 2 ноября 1936 года: "Днём генеральная репетиция "Богатырей" в Камерном. Это чудовищно позорно". А 14 ноября она записывает: "Миша сказал: "Читай" и дал газету. Театральное событие: постановлением Комитета по делам искусств "Богатыри" снимаются, в частности, за глумление над Крещением Руси. Я была потрясена".
Вот фрагменты из постановления: "Спектакль… а) является попыткой возвеличивания разбойников Киевской Руси как положительный революционный элемент, что противоречит истории… б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей являются… носителями героических черт русского народа; в) даёт антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являющегося в действительности положительным этапом в истории русского народа…".
Против курса государственников выступали не только литературные деятели типа Д. Бедного, не только находившиеся на Западе политики типа Л. Троцкого, но и тысячи политических деятелей внутри СССР. К таким политикам необходимо отнести и Н. И. Бухарина, которого многие исследователи, попирая факты, выдают за защитника русского крестьянства и интеллигенции.
Даже исследователь-сионист М. С. Агурский писал о Бухарине: «О нём сложилось немало легенд, и одна из них заключается в том, что он якобы был настоящем русским человеком, близко к сердцу бравшим страдания русского народа и в особенности крестьянства…"; на деле же "Бухарин испытывал подлинную ненависть к русскому прошлому…".
Именно на статью Бухарина о русском народе 10 февраля 1936 года отозвалась газета "Правда": "Партия всегда боролась против… "Иванов, не помнящих родства", пытающихся окрасить всё историческое прошлое нашей страны в сплошной чёрный цвет".
Известный российский историк Ю. В. Емельянов подтверждает, что непримиримый протест Бухарина вызвало возвращение в учебники истории и публикации имён героев русской истории, свидетельств побед русского народа. И далее пишет: "Н. И. Бухарин активно не принял… поворота в отношении прошлого. Он никак не мог принять и упорно продолжал клеймить "рабское", "азиатское" прошлое России, обзывая её "нацией Обломовых".
Из-за границы вместе с Лейбой Троцким «боролись» с СССР и поддерживали своих соратников внутри страны Александр Орлов (урождённый Лейба Фельдбин), бывший руководящий деятель ОГПУ - НКВД СССР, Игнатий Рейсс (Натан Порецкий), бывший сотрудник НКВД, Вальтер Кривицкий (Самуил Гинзбург), Александр Бармин (Графф) и другие "невозвращенцы", бывшие граждане СССР.
Вставшая из руин Россия вызывала организованное наступление Запада. В наступление перешли не только внешние, но и внутренние противники независимой России, потому что Россия стала жить ради своих интересов, а не интересов, с одной стороны, мировой революции, а с другой - мирового капитала. К указанным активным противникам СССР прибавились и неспособные созидать руководители.
О процессах, происходивших в то время в обществе, незаурядный историк российской революции Б. И. Николаевский написал следующее: "реформы следовали одна за другой, и все они били в одну точку: замирение с беспартийной интеллигенцией, расширение базы власти путём привлечения к активному участию в советской общественной жизни всех тех, кто на практике, своей работой в той или иной области положительно¬го советского строительства показал свои таланты".
В. Кожинов писал, что П. В. Палиевский, ещё на рубеже 1950 - 1960-х годов утверждал, что 1937 год – это год исторического возмездия. Даже человек противоположного Палиевскому мировосприятия, Давид Самойлов, написал: «Тридцать седьмой год загадочен… Загадка 37-го в том, кто и ради кого скосили прежний правящий слой… можно усмотреть некий оттенок исторического возмездия». Давид Самойлов пишет о том, что скосили прежний правящий слой, а не о репрессиях против всего народа, унесших миллионы невинных жизней.
Основной причиной репрессий среди правящего слоя государства была подготовка страны к защите от внешнего врага - гитлеровской Германии и её союзников. Правительство СССР считало, что привлечением к судебной ответственности перед войной представителей 5-ой колонны, разрушителей государства оно обеспечит безопасность СССР, спасёт жизнь миллионам людей в случае начала войны.
Конечно, имелось немало случаев судебных ошибок, к возникновению которых немало сил приложила немецкая разведка, подбрасывая органам массу сфабрикованных документов для обвинения неугодных Германии лиц. Но в отличие от Запада в СССР не убивали политических деятелей на улице, а судили судом в соответствии с существовавшими законами.
Конечно, по вышеуказанным причинам шла борьба во властных структурах, но утверждать об уничтожении миллионов невинных людей, в то время как недоставало людей для промышленности, сельского хозяйства и армии неразумно. Жизнь государства, в том числе и лиц в высших эшелонах власти, зависела именно от состояния промышленности, сельского хозяйства и армии, а также от уровня готовности встать на защиту Родины граждан страны. Невинных людей в СССР могли уничтожать только слуги Запада.
На Западе были гораздо более жестокие времена, чем в СССР 1930-х годов, но о них никто не вспоминает, а тема репрессий 1930-х годов уже десятилетия постоянно муссируется в прессе. Уже 60 лет ежедневно в программах телевидения озвучивается тема репрессий в СССР. На это тратились и тратятся огромные деньги. Складывается мнение, что кому-то очень нужно каждый день обвинять наших предков и смешивать с грязью великие страницы русской истории.
А нужно это, без сомнения, геополитическим противникам России, которые активно использовали тему репрессий для развала союза социалистических стран и СССР, а сегодня эту тему используют не только против социалистического общественно-политического строя, но, прежде всего, для поддержания среди населения западных стран русофобской истерии.
Когда с телеэкрана называют нелепые цифры о многих миллионах приговорённых к смертной казни, то вспоминаются "иронические слова эмигрантского демографа С. Максудова о том, что, согласно подобного рода "цифрам", к 22 июня 1941 года "все взрослые мужчины СССР погибли или сидели за решёткой. Все и немного больше…".
Довоенное время для ищущего правду, думающего человека всегда откроется, как одно из самых великих и спасительных времён нашей истории. Спасительное, потому что проведённой в это время индустриализацией и коллективизацией были спасены русский и другие народы СССР. Великое, потому что были преодолены огромные трудности и получены замечательные результаты в великом деле государственного строительства.
Достаточно сказать, что один работающий крестьянин производил в 1938 году на 70% больше зерна, чем в 1928 году. За 6 лет (до 1940 года) СССР сумел поднять выплавку чугуна с 4,3 до 12,5 млн. тонн. Америке понадобилось для этого 18 лет. Только за время довоенных пятилеток, начатых в 1930-х годах, было построено 9 тысяч крупных промышленных предприятий.
Перед войной с фашистской Германией 1941-1945 годов наша страна представляла собой цветущий сад, в котором жили физически здоровые, духовно развитые, нравственно высокие, грамотные, добрые, трудолюбивые люди, с огромным энтузиазмом строящие новое социалистическое общество. Им «песня строить и жить помогала». Песня о Родине, о семье, о любви, о силе народного государства, построенного собственными руками.
Мнение, выраженное в публикации Леонида Масловского, является его личной позицией и может не совпадать с мнением редакции сайта телеканала «Звезда».